Ниже озера Бива в префектуре Сига, в окружении невысоких гор, где знаменитые наемники Кока ниндзя совершенствовали свои смертельные навыки в период Воюющих царств, расположился керамический город Сигараки.
Горшок Сигараки Такахаси Ракусаи. На поверхности цвета огня (хи-иро) видны следы обжига (когэ) и выступающие породы (исихадзэ). Белые точки полевого шпата выступающие из поверхности глины любовно называют кани-нo-мэ (крабовые глаза). (Фото Томоко Мацубаяси)
Прошлой осенью я сопровождал туристическую группу керамистов, организатором которой были Билл Гэйсиджер и Бэн Хориути, в этот спокойный городок, где мы встретились с местными гончарами, которые продолжают традиции старого искусства дровяного обжига неглазурованной керамики Сигараки.
Знаменитые фигурки Тануки, приносящие удачу. (Фото Томоко Мацубаяси)
Сигараки является одним из старейших керамических центров Японии с историей, насчитывающей уже более 1200 лет. Историки говорят, что местные печи производили черепицу, когда император Сому переехал в свой дворец в районе Киото в 742 году нашей эры.
В наши дни многие японцы знают Сигараки по знаменитым керамическим фигурам Тануки или японской енотовидной собаке, которые стали популярны после эпохи Мэйдзи (1868-1912).
К середине 13-го века, как считают историки, в Сигараки началось производство простых неглазурованных изделий различных цветовых оттенков, от серого или красновато-оранжевого до даже черного.
Их отличала шероховатая поверхность местной глины, содержащей многочисленные куски полевого шпата и камни кремнезема разных размеров.
Различные эффекты и отметины на поверхности изделий достигались благодаря очень примитивной форме печей дровяного обжига типа Aнагама.
Такие изделия, как различные горшки для хранения и урны, делались в основном для использования фермерами. В конце 16-го века чайные мастера периодов позднего Муромати и Mомояма (1573-1603) высоко оценили такие простые сосуды за их изысканную красоту "аромата земли" или цутиадзи. Так например, античные Сигараки удзукумару, баночки для хранения семян, высоко ценились как цветочные вазы.
Глядя на керамику Сигараки, я чувствую те же эмоции, как когда я вижу выветренный кусок дерева, или старые камни, покрытые красивым мхом. Это напоминает мне о силе Природы, вызывает трепет и желание соединиться с их сущностью.
В нашем исследовании Сигараки в первую очередь мы посетили Ясухиро Кохара, всемирно известного мастера, который владеет большой галереей и магазином в центре города, где представлены различные изделия Сигараки многих местных керамистов.
Крупный план Сигараки вазы Кохара Ясухиро показывает динамические текстуры и цвета, естественно созданные объединением глины, огня и пепла. Зеленые следы (бидоро) получаются оседанием пепла из сосновой древесины, используемой для обжига в печи. (Фото Томоко Мацубаяси)
Работы Кохара-сан сочетают в себе грубую глину Сигараки с естественными и красивыми отметками печи Aнагама. Они освежающе свободны и современны и в тоже время отражают традиции и дух старых изделий Сигараки.
Анагама-печь Кохара Ясухиро. Слева - Кохара Ясухиро, справа - Билл Гэйсиджер
Кохара-Сан объяснил, что часто говорит и повторяет начинающим керамистам, - тем, что происходит внутри дровяной печи, нельзя управлять, можно только строить ожидания через опыт. Его работы наглядно демонстрируют как знания и опыт мастера отражаются в процессе, и керамисты со всего мира советуются с ним.
Небольшие горшочки и большое блюдце Сигараки мастера Кохара Ясухиро (Фото Томоко Мацубаяси)
Другим мастером, которого мы посетили, был Такахаси Ракусаи V, чья семья производит посуду в Сигараки уже более 180 лет.
Печь Такахаси Ракусаи была основана Такахаси Toдзаэмоном, который считался одним из лучших мастеров чайной керамики в конце сегуната Токугава (1853-1868).
Чайная керамика Такахаси Ракусаи. (Фото Томоко Мацубаяси)
Но к тому времени, когда Тодзаэмон был наиболее активен в начале-середине 19-го века, керамический центр Сигараки уже потерял свою ведущую роль в качестве производителя чайной керамики. Многие из печей были преобразованы для массового производства глазурованных изделий из обработанной глины, из которой удалялись весь полевой шпат и частицы кремнезема.
Внутри змеиной печи (я-гама), тип анагама-печи Такахаси Ракусаи. Семья Ракусаи обжигает изделия в трёх различных видах дровяных печей. (Фото Томоко Мацубаяси)
Такахаси Ракусаи III взял на себя управление семейной печью в 1917 году и стремился возродить красоту неглазурованной чайной керамики, которую делали во времена периода Момояма. Его усилия сыграли важную роль в постепенном возрождении неглазурованной керамики Сигараки. Такахаси Ракусаи III был признан нематериальным культурным достоянием префектуры Сига в 1964 году.
Семья Такахаси сегодня продолжает производить чайную керамику и другие изделия для ежедневного использования. Текущий глава печи Такахаси Ракусаи V принял семейный титул в 2010 году. Он известен своими работами в спокойном и простом стиле. Также он является тя-дзином (чайным человеком), и его учителями являются известные чайный мастер Хёнэнси Кадзуэ и мастер тябана Като Taнсаи.
Три поколения мастеров печи Такахаси Ракусаи. Слева - великий Такахаси Ракусаи IV, в центре - нынешний глава Такахаси Ракусаи V и его дочь Йосико, которая также занимается керамикой. (Фото Томоко Мацубаяси)
Последним керамистом, которого мы посетили, был Аракава Сатоси, который влюбился в глину Сигараки и переехал сюда из далекой префектуры Ямагата.
Я был особенно взволнован встречей с ним, потому что видел его красивые работы на выставке современной японской керамики выставке в музее Мингэй в Сан-Диего в 2012 году.
Как и большинство керамистов Сигараки, работающих с печью Анагама, Аракава-сан спроектировал и построил свою собственную печь. Он взволнованно показал нам улучшения, которые сделал в печи, а также области в своем дворе, в которых могут быть найдены некоторые из местных глин.
Анагама-печи мастера Сигараки Аракава Сатоси. В последней реконструкции печи он увеличил высоту дымохода. (Фото Томоко Мацубаяси)
Аракава-сан делает красивые большие горшки с захватывающими цветами обжига, которые были высоко оценены Японской Ассоциацией Когэи в течение двух лет подряд. Он также создает прекрасную столовую посуды, особенно изделия для сакэ.
Сигараки посуда для сакэ мастера Аракава Сатоси. (Фото Томоко Мацубаяси)
Визит в Сигараки заставил меня задуматься о том, какие интересные эволюции переживают старые японские керамические города.
Многие, если не большинство из них, добиваются прогресса за счет повышения эффективности, отбрасывая свои местные традиции и самобытность.
К счастью для многих керамических городов, таких как Сигараки, есть влиятельные энтузиасты, которые продолжают традиции, изготавляют красивые работы, представляющие самобытность местных регионов.
Делясь этим кратким рассказом о Koхара-сане, семье Такахаси и Аракава-сан, я надеюсь, что задел ваше любопытство в получении дополнительной информации о керамике Сигараки. В конце концов, наш интерес к керамике Сигараки является лучшей гарантией для сохранения ее традиции.
Автор: Ай Канадзава
Перевод
Дома Живого Чая Большое пополнение
коллекции уникальных пиал-
коллекции тяван Дома-
утвари для чайных пространств