Курильницы и сосуды из бронзы, украшенные инкрустацией, создавались в основном для храмов и монастырей. Но наивысшего расцвета искусство художественного металла достигло в области декорирования холодного оружия.
Фото 1. Чайник кюсу. Япония, Киото(?). Середина XIX в. Мастер Кисияма(?). Фарфор, черная глазурь; подглазурная роспись кобальтом, позолота, серебрение
Во второй половине XIX века художественный металл в Японии переживает кризис: многие оружейники лишились работы после упразднения самурайского сословия в 1868 году и запрета на ношение мечей, оформленного в специальном законе правительства Мэйдзи в 1876 году. Некоторые мастера, специализировавшиеся на создании оправы мечей, начали делать гарды (цуба) как отдельное произведение декоративно-прикладного искусства. Такие цуба или целые комплекты фурнитуры для ножен - без самих клинков - стали объектом коллекционирования как в Японии, так и на Западе. Другие художники искали новые сферы применения техник декора металла. В Японии были открыты крупные мастерские и торговые компании, специализировавшиеся на вазах, курильницах, шкатулках, портсигарах и декоративной пластике из металла; в их декоре широко использовались традиционные техники и сюжеты. В западных странах во второй половине XIX века декоративные предметы создавались в основном из бронзы и серебра; широкая палитра японских сплавов произвела большое впечатление на международных выставках и в салонах западных арт-дилеров. В Японии подобные вещи экспонировались на национальных выставках, в музеях и крупных универмагах (таких как “Мицукоси”), взявших на себя роль популяризаторов достижений японской промышленности. Статус художников по металлу вновь вырос, некоторые из них получили звания поставщиков Императорского двора и работали под патронатом Управления по делам Императорского двора.
Японские мастера, создававшие детали монтировки меча, использовали большое разнообразие сплавов, в качестве основы которых применялись в основном золото, серебро, железо и медь. Для получения разнообразных цветов в сплавы добавляли олово, цинк, свинец - всего известно не менее восьми основных металлов и сплавов. Наиболее часто употреблялись сплавы сибуити (сплав серебра и меди) и сякудо (сплав золота и меди), дававшие широкую палитру цветов - от глубокого серого с оливковым оттенком до чёрного с фиолетовым отливом, в зависимости от пропорций металлов в сплаве. Гарды цуба выполнялись в основном из железа, сякудо, меди и бронзы. Также в качестве основы для элементов оправы использовались другие сплавы, которые, для придания им тёмного оттенка, протравливали до появления патины нужного цвета. Сибуити и сякудо появляются в репертуаре мастеров по металлу с XIV века, в XVIII веке сплав сибуити завоевал большую популярность. Поверхность изделия обрабатывалась полировкой или гравировкой для получения разнообразной фактуры. Одним из наиболее распространенных способов декорирования у мастеров по металлу была инкрустация (дзоган), в том числе и инкрустация в рельефе. Таким образом, к 80-м годам XIX века художественная работа по металлу вновь заняла в Японии высокое положение, и имитации японского металла в керамике, вероятно, появляются не ранее этого времени.
Одним из самых интересных декоративных решений в работе по металлу (как в оправах мечей, так и в разнообразных изделиях, не связанных с оружейной фурнитурой) был приём противопоставления тёмного цвета и грубой фактуры фона с тонкой инкрустацией золотыми и серебряными сплавами. В гардах (цуба) таких мастеров эпохи Мэйдзи, как Исигуро Корэцунэ, Миякэ Тэрумицу, Накамура Икко Цунэтика особенно видно стремление к эффектности: фон чёрного патинированного сплава, обработанного в технике нанако (“рыбья икра”) мелкими выбитыми зернами, удачно подчёркивает изысканные линии и богатый цвет инкрустации сплавами сякудо и сибуити.
В работах Кобаяси Тикамицу, Когёкусая Иккю, Кадзимы Иккоку, создававших в эпоху Мэйдзи вазы и курильницы, также применяется этот приём. Ранее инкрустация сплавами использовалась на железе и чугуне, текстура которых и без специфической обработки (тиснения и черчения) предоставляет контрастный фон для инкрустации. Именно рельефная инкрустация ювелирными сплавами имитируется в декоре небольшой группы чайников (фото 1-3 ) из коллекции Эрмитажа. Декор как минимум двух чайников явно восходит к декору цуба: изображения монет не встречаются в эпоху Мэйдзи на художественном металле, но известны гарды конца XVIII - начала XIX века с рельефным (литым) и инкрустированным изображением старинных монет. Например, в Бостонском музее изящных искусств хранятся две такие цуба (одна из них - мастера Ито Масатики, школа Бусю), выполненные из железа, и инкрустацией золотом и серебром.
Фото 2. Чайник кюсу. Япония, Киото(?). Середина XIX в. Фарфор, черная глазурь; подглазурная роспись кобальтом, позолота, серебрение
Фото 3. Чайник кюсу. Япония, Киото(?). Середина XIX в. Мастер Кисияма(?). Фарфор, черная глазурь; подглазурная роспись кобальтом, позолота
Также очевидно, что цвет и фактура фона на фарфоровых чайниках из выделенной группы имитирует именно железо, а не патинированные сплавы. Керамисты использовали глазурь на основе оксида железа, которая при восстановительном обжиге даёт характерный чёрный цвет и матовую бугристую фактуру. Прототипами этих изделий следует считать гарды японских мечей эпохи Эдо. Однако в декоре чайников из этой группы присутствует подглазурная роспись кобальтом. Два кюсу, подписанные мастером Ямасоном, также сочетают плотную, похожую на металл, глазурь с подглазурной росписью кобальтом в фигурных резервах (фото 4 и 5).
Фото 4. Чайник кюсу. Япония, Киото(?). Середина XIX в. Мастер Ямасон. Фарфор, черная глазурь; подглазурная роспись кобальтом
Фото 5. Чайник кюсу. Япония, Киото(?). Середина XIX в. Мастер Ямасон. Фарфор, черная глазурь; подглазурная роспись кобальтом
Причины такого совмещения ( как и в случае с соединением керамики и лака уруси) можно увидеть в желании мастеров продемонстрировать виртуозность владения разными достаточно трудоёмкими способами декора. Другой важной причиной было стремление проявить приверженность старым стилям декоративно-прикладного искусства Японии и Китая. В 80-е - 90-е годы XIX века рост национального самосознания и тенденция к отделению изделий для внутреннего рынка от экспортной продукции, ориентированной на западные вкусы, приводили к преднамеренной архаизации предметов (как в случае с миниатюрными чайниками, имитирующими золотую утварь) и возрождению “китаизирующих” стилей декора (таких как традиционные росписи подглазурным кобальтом).
...Продолжение следует...
Авторы: Арапова Т.Б., Егорова А.А.
"Введение к каталогу "Японские миниатюрные чайники в Эрмитаже "
Галерея авторской керамики
WabiPot.com Первая часть Вторая часть Часть III Часть IV Часть V Часть VI Часть VII Часть VIII Часть IX Часть X Часть XI Часть XII Часть XIII Часть XIV Часть XV