Другим крупным центром изготовления неглазурованной керамики в XIX веке была провинция Бидзэн (современная префектура Окаяма).
Благодаря составу местных глин и длительному обжигу в окислительной среде предметы приобретали цвета разных оттенков старой бронзы (от красного до черного), черепок плотно спекался и при ударе издавал характерный металлический звон. Такие изделия получили название ака-бидзэн, то есть, “красные изделия бидзэн”*. Их отличительной особенностью является наличие гома - естественной глазури, появлявшейся вследствие оплавления пепла, и исихадзэ - оплавленных минеральных включений глины.
Старинный японский набор из Банко-яки, сделанный в знаменитой печи Сюгэцу Тоэн.
Чаши тяван из провинции Бидзэн пользовались большой любовью мастеров традиционной чайной церемонии. Поскольку церемония включала подачу закусок, сластей и сакэ, в тя-но ю, а позднее и в сэнтя, широко использовались бытовые предметы (сосуды для вина, винные бутыли токкури, блюда мукодзукэ разных форм).
Когда в эпоху Эдо чайные чаши из Бидзэн потеряли популярность, мастерские начали изготавливать бытовую керамику с налепными деталями и с декором, выполненным высоким рельефом, а также декоративную скульптуру (сайкумоно). Для таких изделий нужна была высококачественная пластичная масса, которую получали промыванием местной глины через рисовую солому (данный метод известен как суйхи). Этот процесс позволял отсеивать грубые включения и использовать только качественные верхние слои глины. Хотя полученная таким способом тонкая глина прекрасно подходила для пластики, часть декоративных качеств керамической массы утрачивалась: пятна гома и исихадзэ становились менее эффектными или исчезали совсем. Однако такая чистая масса была полностью пригодна для изготовления миниатюрных чайников и позволяла воспроизводить цвет знаменитый пурпурных глин Исина.
Крупнейшим центром эпохи Мэйдзи по производству кюсу стала префектура Миэ, где создавалась керамическая продукция, известная как “керамика Банко”. Марка, читаемая как “Банко” (яп. “вечность, вечное существование”), впервые появилась во второй половине XVIII века на изделиях преуспевающего торговца и керамиста-любителя Номунами Родзана (ок.1718-1777) и далее переходила из мастерской в мастерскую в Исэ. Позднее изделия из тонкой керамической массы в манере мастерской Банко, часто декорированные цветными эмалевидными красками, стали производиться по всей префектуре Миэ и за ее пределами и получили название банко-яки.
Изделия Банко отличаются очень тонкой, хрупкой керамической массой светло-серого или чисто белого цвета, часто тонированной до коричневого цвета разных оттенков иди тёмно-серого. Толщина стенок некоторых сосудов сопоставима с толщиной бумаги, предметы из этой массы очень легкие, поэтому и их оформление отличается изяществом.
Декор изделий банко-яки исключительно разнообразен. Мастера практиковали сочетание в одном изделии массы разных оттенков: дополнительными цветами выполнялись аппликации или миниатюрная пластика. Встречается и особый тип предметов из “мраморной массы”: в процессе подготовки материала пласты разных оттенков многократно складывались и раскатывались, в результате поверхность изделия приобретала нерегулярные более темные прожилки и становилась похожей на цветной поделочный камень. Применялась гравировка поверхности (иногда - стихотворными надписями). Также неглазурованные кюсу декорировались росписью эмалями или золочением.
Таким же разнообразием отличаются и формы изделий Банко. Однако при внимательном изучении легко заметить повторение конфигурации таких деталей, как ручки, носики и навершия крышек. Это позволяет говорить о хорошо налаженном массовом производстве этих изделий в Миэ. Тулова чайников выполнялись вручную из тонких пластов керамической массы ( о формовке без использования гончарного круга говорят и лёгкая кривизна форм, и мягкая округлость перехода тулова к основанию, и многочисленные отпечатки пальцев мастеров на поверхности изделий). Затем к заготовкам тулова присоединялись уже сформованные по типовым шаблонам детали. Такая практика позволяла удешевить и ускорить производство, сохраняя при этом разнообразие продукции.
В то же время некоторым изделиям Банко присуще уникальное своеобразие и тонкий юмор: таков, например, чайник с изображением барсука Тануки на крышке. Барсук-оборотень, популярный фольклорный персонаж, изображен в парадном одеянии буддийского священника. При высоте всего 1,2 см миниатюрная скульптура выполнена детально, вплоть до надменного выражения на мордочке, вылеплена из массы двух цветов - тонированной коричневой и серой, аналогичной материалу тулова чайника.
Хотя производство миниатюрных чайников было налажено практически во всех крупных керамических центрах Японии, некоторые предметы создавались в мелких ремесленных мастерских и, вероятно, даже в “домашних условиях”. Не придерживаясь стилистики известных керамических центров, любители чая из среды творческой интеллигенции создавали “фантазийные”, уникальные предметы утвари для просвещённого досуга.
На примере неглазурованной керамики можно особенно явственно проследить, как китайская традиция, первоначально принятая как непререкаемый авторитет, адаптируется в Японии к местным условиям. В результате такой адаптации возникают специфические, собственно японские формы керамики, разнообразные и индивидуально присущие разным керамическим мастерским Японии.
...Продолжение следует...
Авторы: Арапова Т.Б., Егорова А.А.
"Введение к каталогу "Японские миниатюрные чайники в Эрмитаже "
Первая часть Вторая часть Часть III Часть IV Часть V Часть VI Часть VII Часть VIII Часть IX Галерея авторской керамики
WabiPot.com