Наслаждение чувствами
В буддизме описывается несколько уровней сознательности. Эстетически совершенные объекты стимулируют чувственное удовольствие на физиологическом уровне. Вместе с тем, через восприятие эстетического с помощью пяти органов чувств пробуждается шестое чувство - сознательное восприятие и познание. Возникает впечатление, что ваби-саби проходит мимо основных пяти чувств и воздействует напрямую на более высоком уровне сознания.
Предмет ваби-саби не простецкий и не претенциозный, не небрежный и не вычурный, не совершенный и не нарочито дефектный. Он вдохновляет наблюдателя на то, чтобы жить в настоящем моменте, чувствовать быстротечность вещей в духе у вэй, постигнуть тетралемму и избегать крайностей и не-крайностей.
Что происходит в голове создателя/мастера в момент изготовления изделия?
Мастер находится в состоянии у вэй, в текущем моменте, вместе с потоком времени. Его намерения или их недостаточность воспринимаются изделием и воплощаются в нем. Основной мотив не в том, чтобы создать совершенный или несовершенный объект, а в том, чтобы создавать его без каких-либо ожиданий.
Общность и отзывчивость чрезвычайно важны (*добавлено, очень значимое и важное дополнение от друга)
Во время создания изделия керамист не просто придает форму глине, сама глина направляет его в этом процессе. Возникает общность между человеком и природой, где человек не просто подчиняет натуральный материал своей воле, но, напротив, слушает его и работает с ним. Он позволяет своим творческим идеям взаимодействовать с материалом, признавая при этом его собственную сущность. Он формирует и вдыхает в глину жизнь в танце, где они оба - равные партнеры. В этой отзывчивости человек оказывается ведомым природными силами, которые живут в самой сущности еще не созданного объекта, а сам объект позволяет себе поддаться энергии мастера.
В противоположность этому, когда исинский керамист создает свое великолепное изделие, в его голове происходят совсем другие процессы.
И это перфекционизм. Какую форму придать носику, как подогнать крышку, как сделать тело чайника геометрически выверенным, соблюсти правильные пропорции, толщину стенок, качество глины и степень её измельченности, качество стыков, состояние поверхности…
В самом процессе изготовления есть что-то от обсессивно-компульсивного расстройства. Эти керамисты знают и тщательно контролируют условия обжига в печи, совершенствуют обработку поверхности после обжига и в результате получают то, что они хотели и ожидали. Это совсем не похоже на происходящее при изготовлении посуды в духе ваби-саби, когда керамист отказывается от любого контроля, не имеет никаких предпочтений или ожиданий относительно результата. Получилось, что получилось.
Так что теперь вы можете понять, почему вышеупомянутые мастера не могли сделать достаточно хорошую копию чайника гун чунь.
Стоит один раз понять подход к искусству и чаю в духе ваби-саби и у вэй, как перспектива приобретать сумасшедше дорогие чаи, лучшие из лучших в своем роде, такие как Лао Бан Чжан, Бин Дао и др., уже не кажется столь прекрасной. Обладание подобными чаями и их употребление - всего лишь способ потешить своё эго. Человеческое сознание - самое большое препятствие.
ИсточникПеревод выполнен "Домом Живого Чая" (
https://vk.com/teahouse_nsk)
Найти для себя что-то неповторимое чайное можно на нашем сайте авторской керамики
WabiPot.com или поучаствовав в розыгрыше (первая запись в группе)
Предыдущие части