Сегодня чай - наиболее распространенный напиток во всем мире, но на протяжении нескольких тысячелетий на Дальнем Востоке он имел в основном не бытовое, а медицинское, культовое и ритуальное употребление.
“Чайный домик”, 1768. Автор - Судзуки Харунобу (1724-1770)
Первое упоминание о чае иногда относят к “Канону Песен”(“Ши-цзин”) - китайскому памятнику династии Чжоу (XI- середина III в. до н.э.), хотя современные специалисты не склонны связывать горькие травы и растения, названия которых встречаются в “Каноне”, с чаем. Первое бесспорное упоминание о чае относится к 59 году до н.э., когда был составлен “Договор об отроке” - купчая на мальчика-слугу с перечнем его обязанностей, который, кроме прочих хозяйственных дел, включал покупку чая и мытьё чайной утвари. В то время (эпоха Хань, 206 до н.э. - 220 н.э.), измельченный до порошкообразного состояния лист зеленого чая входил в даосские “эликсиры бессмертия” и широко применялся как лекарственное средство. В эпоху Тан (618-907) чай начал распространяться в среде буддийского духовенства и завоевал признание среди мирян, постепенно заняв положение напитка гостеприимства. В это время в Китае существовало уже несколько способов приготовления чая - заваривание, кипячение чайного листа, взбивание в горячей воде чая, истолчённого в порошок. Именно последний способ проник в Японию в VIII веке с проповедниками, распространявшими буддийское учение и многие другие феномены континентальной культуры.
Практиковавшееся вначале замкнутым кругом монастырского духовенства, чаепитие постепенно приобрело в Японии характер светской церемонии, и в XIV-XV веках чай уже был важной частью аристократического образа жизни. Именно тогда стал формироваться ритуал светского чаепития со строгими правилами и детально разработанным реестром утвари для приготовления напитка, распространились “чайные состязания”, во время которых участники должны были определить сорт чая и даже место его сбора. Этот чайный ритуал, позднее получивший название тя-но ю ( в дословном переводе - “чайный напиток” или “чайный кипяток”), возник из мистических и религиозных представлений об этом напитке и предполагал именно этот способ приготовления чая, который пришел из Китая династии Тан, - взбивание венчиком в чаше порошкового чая (яп. Маття).
Под влиянием буддизма дзэн (кит. “чань”) чайная церемония тя-но ю приобрела философскую глубину и эстетическую утонченность, впитав этику и эстетику классических японских категорий саби (умиротворения от одиночества и наблюдения быстро уходящего времени) и ваби (непритязательности и простоты). В конце XVI века, благодаря мастеру Сэн Рикю (1522-1591) и его ученикам, чайная церемония окончательно стала феноменом японской традиционной культуры. Реформы церемонии, проведенный мастером Сэн, во многом были направлены на освобождение чая от прочных ассоциаций с китайской культурой: манифестация принципа безыскусной простоты ваби, отказ от китайской утвари, создание чайной комнаты в стиле японской архитектуры - всё это завершило “японизацию” тя-но ю. Керамические и фарфоровые изделия для приготовления и питья порошкового чая маття высоко ценились собирателями; школа Сэн ввела традицию почитания работ местных мастерских и инициировала бурное развитие гончарного производства в Японии.
К началу XX века чайная церемония тя-но ю заняла исключительное положение в японской культуре, став, по мнению многих исследователей, совершенным выражением японского духа, а теория и практика этого чайного ритуала была уже хорошо изучена как зарубежными, так и японскими специалистами.
Однако с XVII века в Японии существовала также и чайная церемония питья завариваемого в горячей воде листового зеленого чая, получившего собирательное название сэнтя*. Отличаясь от более ранней чайной традиции способом приготовления напитка, ритуалом и утварью, сэнтядо не привлекала внимания исследователей за пределами Японии до конца прошлого века. Первым монографическим исследованием сэнтя стала публикация Патриции Грэм, а издание каталогов некоторых японских коллекций керамики для листового чая позволило познакомиться с собраниями, посвященными исключительно этой чайной церемонии.
Утварь для сэнтя отличается от предметов тя-но ю не только вследствие разных способов приготовления напитка. В противоположность изделиям для тя-но ю керамика для сэнтя сохраняет явный отпечаток китайского стиля - от прямых повторений китайских оригиналов до творческих трактовок континентальных мотивов. Это влияние обусловлено и китайским происхождением чая вообще, и особыми “синофильскими” настроениями в японском обществе начала правления сёгунов Токугава (1603-1686), когда сэнтя появляется в Японии.
* Три основных сорта завариваемого листового чая - бантя, сэнтя и гёкуро. Банты (“обычный чай”) производится из созревших листьев, собранных в конце сезона, самый дешевый сорт. Более дорогие сорта, получаемые из молодых листьев, - сэнтя (“завариваемый чай”) и гёкуро (“нефритовая (драгоценная) роса”) используются в церемонии сэнтядо (“пусть сэнтя”).
...Продолжение следует...
Авторы: Арапова Т.Б., Егорова А.А.
"Введение к каталогу "Японские миниатюрные чайники в Эрмитаже "