Оригинал взят у
igenkina в
Чайная утварь - 2, 3, 5Эта часть экспозиции самая красивая и в какой-то мере познавательная. Для меня виды чайных церемоний, в которых используется эта утварь, еще предстоит изучить, а для читателя искушенного подивится работам австралийских мастеров.
2 - Furo Nagaita so Kazari (風炉 長板そ飾り)
(Приготовление чая с использованием длинной доски, на которой выставлена почти вся утварь)
«Нагаита» (Nagaita/長板) - это и есть длинная деревянная доска, обычно используемая для очага фуро, на которой мы видим:
- Очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉 тут mayu-buro/眉風炉) - сделанный в Bulls Hill Pottery Sydney
- Сосуд кама (Kama Shin Nari/釜 真形) - производство Япония
- Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) - сделанный в Bulls Hill Pottery Sydney - в кесу мы видим хрустальную вазочку, используемую как футаоки (Futa-oki/蓋置), т.е. как подставку для бамбукового ковшика хишаку (Hiskahu/柄杓)
- Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши из сине-зеленого стекла - сделан Chuck Willoughby, USA
- Сосуд, похожий на высокий кувшин, имеющий название шакудате (shakudate/杓立), сделан Bill Campbell, USA
Рядом мы видим сосуд для холодной воды мидзуцуги (Mizutsugi/水次) или мизуцуги, похожий на чайник и используемый для долива воды в мизусаши и кама, так же австралийского происхождения сделанный в Bulls Hill Pottery Sydney.
Ну и конечно заграждение (板) сделанное Майком Дарлоу (
Mike Darlow) из истинно австралийского дерева с названием Казуарина (анг. She Oak). Да и мотив у изделия австралийский - кенгуру и страус эму, которые являются символами Австралии и обычно красуются на гербе страны.
3 - Naka oki with Oita - Nagao
(Приготовление чая осенью, используя шелковый футляр для чайницы с длинным шнуром. Перед очагом стоит большое деревянное заграждение, а на доске-дисплее дежит ковш хишаку)
Нака-оки (Naka oki/中置) - вид чайной церемонии, которую проводят обычно в октябре. Она одна из 3х октябрьских процедур, при которой используют высокий сосуд мизусаши. Варианты размещения которого дают различные виды процедур (темае/temae/点前). Тут сосуд мизусаши размешен слева от очага. К тому же «Разбитый очаг» (Broken Furo / yatsureburo / やつれ風炉 / 窶風炉), что мы видим, тоже используется в чайной церемонии в последние дни октября.
- Заграждение или О-ита (Oita/大板) из Австралийсктно Каштаноспермума древесина, которго напоминает древесину грецкого ореха. Мастер James Carr.
- Очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉 тут «Broken Furo» - yatsureburo / やつれ風炉 или
窶風炉) - производство Япония
- Сосуд кама (Kama/釜) - производство Япония
- Чайница для коича (густого чая) сделана австралийцем Бобом Поутером (
Bob Powter)
- Шелковый футляр для чайницы с длинным шнуром (So Ryo Donsu/宗良緞子) принадлежит нашей сенсей
- Чайная ложечка чашаку (Chashaku/茶杓) сделана в Японии мастером Chikuho.
- Чашка сделана Полом Девисом (
Paul Davis)
- Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши цвета осенних красок - мастер Ingrid Mueler
- Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/柄杓) - это стеклянная подставка для яйца 1920х годов под оранжевый мрамор (на фото она перевернутая вверх дном). Мастер не известен.
- Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) в виде вложенных друг в друга чашек керамики коричневого и серо-голубого цвета, мастер
Campbell Hegan, ныне живет в Новой Зеландии.
Вот картинка найденная
на просторах интернета показывающая разные виды переносного очага.
Эта картинка показывает детали сосуда Кама (Kama/釜)
5 - Arai Jakin (洗い茶巾)
(Приготовление усуча или жидкого чая летом, с использованием низкой чашки с широкими краями)
Чайная церемония Arai Jakin (洗い茶巾) обычно проводится в августе. Август в Японии, самый жаркий и знойный месяц, поэтому посредством чайной утвари создается ощущение прохлады. При этом виде чайной церемонии, хозяин приносит посуду в чайную комнату и в чайной чаше есть немного холодной воды (в отличие от пустой и сухой чаши, как правило).
Вообще-то иероглифы «茶巾» переводятся как «чакын», это небольшой кусок ткани, которым протирается чашка. Так уже смоченные чакин и венчик, по существу призваны дать ощущение прохлады перед началом церемонии. На самом деле, дело в том, чтобы создать более эстетическое ощущение прохлады, чем нечто физически прохладное.
- Плоская плитка шикигавара (Shikigawara/敷瓦) или как еще можно перевести «каменная ступенька», тут керамическая сделана Полом Девисом (
Paul Davis). Такая подставка предохраняет татами от следов разогретого очага, а эта сделана так, буд-то она сама покоробилась от зноя дня, но не от жара очага.
- Комплект очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉) (обычно в таком стиле бывает бинкакэ (binkake / 瓶掛) - маленькая переносная жаровня, на которой греют не кама, а чугунный чайник тэцубин (tetsubin / 鉄瓶)) и котла (Kama/釜) сделанны из белой глазурованной керамики (陶器), японского производства.
- Контейнер для чая нацумэ (Natsume/大棗), используемый при приготовлении жидкого или как еще его называют «тонкого» чая, сделан из древесины Бразильского грецкого ореха. Мастер Jual.
- Чайная ложечка чашаку (Chashaku/茶杓) сделана Джоном Хендерсоном (John Henderson).
- Летняя чашка сделана Яном МакКай (
Ian McKay), Австралия.
- Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши из стекла с зеленым низом и синим верхом, сделана
Keith J. Rowe - Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/柄杓) из черного бамбука из Eden Gardens, NSW - принадлежит Энтони Брайену (Anthony Brien)
- Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) - производство Robertson Pottery, NSW
Мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши/мидзусаси могут быть бронзовыми, керамическими, стеклянными и деревянными, иметь самые различные формы, но все они должны отвечать одному обязательному требованию - быть удобными для выноса из "водной комнаты" в помещение, где проводится чаепитие, будучи наполненными водой. Мизусаши закрывается крышкой, причем иногда корпус мидзусаси и крышка делаются из различных материалов, например, керамическая емкость может иметь деревянную крышку, покрытую лаком. Предпочтение отдается гончарным и фаянсово-фарфоровым изделиям. Среди керамических и фаянсовых сосудов мизусаши ценились емкости, изготовленные на знаменитых гончарных производствах в Сэто, Мино, Бидзэн, Сигараки, Ига, Токонамэ, Тамба, Карацу.
Первые японские мизусаши из керамики начали делаться в Бидзэн и Сигараки в конце XV в. Об утвари именно из этих мастерских говорил в своем иисьме к Фуруити Харима первый патриарх чайной церемонии Мурата Сюко. Данные мизусаши представляли собой горшки, использовавшиеся в хозяйственных целях в деревенских домах.
Выбор того или иного вида мизусаши обусловливался помимо степени формальности чаепития еще рядом факторов. Если в чайной комнате стоит полка-тана, то не рекомендуется использовать кувшины из керамики, не покрытые глазурью, а также деревянные емкости, поскольку их нельзя выставлять на полку (такие мизусаши могут находиться только на татами). Летом предпочтение отдается кувшинам с широким горлом. Когда "хозяин" снимает крышку, "гости" видят воду, и это вызывает у них ощущение свежести и прохлады. Если используют неглазурованную керамическую или не покрытую лаком деревянную емкость, перед выносом в чайную комнату ее обливают снаружи водой, что должно вызвать у смотрящих на кувшин "гостей" ощущение чистоты.
Меня можно найти на: