В "Доме" музыка играет почти все время. Несомненно, лишь как фон, никак не перетягивая на себя одеяло, и зачастую ее бывает просто не слышно, особенно, когда погружение в чай полнейшее. Хотя предпочитаю не китайские мотивы, а что-то инструментальное. Хотя и японские сакухати и храмовые исполнения мантр также иногда посещают пространство. Музыка должна учитывать и настроение гостей, и посыл церемонии, и настрой мастера, чтобы гармонировать и быть один из элементов.
Музыка, музыка - с тех пор, как человечество изобрело электронные средства записи и воспроизведения музыки, мы слышим ее повсюду, от нее не спрятаться. Она звучит в наших наушниках, льется из телевизоров, раздражает через стенку от соседей (вам встречались соседи, чьи музыкальные вкусы совпадали бы с вашими?) зависает в мозгу, сопровождая дурацкие рекламные ролики, навязчиво крутится в голове, не давая заснуть. Не знаю, как у вас сложились отношения с музыкой, меня же она порабощает. Я нахожу в ней столько удовольствия, что буквально падаю в нее, мгновенно меняя настроение, выражение лица и даже походку. Я приплясываю вместе с танцами, фальшиво подпеваю песням и плачу над мессами. Симфонии и струнные квартеты погружают меня в состояние блаженного транса, в котором я могу дирижировать невидимым оркестром и притопывать ногами в такт. Ну вы поняли, музыка вертит мною, как хочет. Единственное, что меня не берет - это всевозможная электроника, включая столь модный в чайных нью-эйдж. Довольно быстро я начинаю скучать и спустя совсем непродолжительное время монотонные ритмы приводят меня в раздражение, граничащее с исступлением. Не знаю возможно, я - звукозависимая. Однако, согласитесь, сила музыки - невероятна, ее воздействие по мощи сопоставимо с ударом молотком.
Тем не менее, в любой приличной (и неприличной) чайной будет играть музыка. Время от времени, возможно, живая. Чаще всего это этно или тот самый нью-эйдж в исполнении микшерского пульта. Еще одна фишка китайских чайных - китайская музыка, конечно же. Сотрудники ее обычно искренне ненавидят, они же ее слушают целый день, много дней подряд. Постоянные гости ,чаще всего , тоже. Тем не менее в виде разовой порции - к двухчасовому чаепитию - китайская музыка, с ее минимальной эмоциональной окрашенностью, с математической холодностью создаваемых гучженем или гуцинем образов, пожалуй действительно лучше всего подходит для серьезного чаепития. Заметьте - речь не идет о визгливо рвущей уши пекинской опере, которая сопровождает развеселые чайные посиделки, нет. Я говорю именно о струнной китайской классике.
И все же я бы исключила музыку из чайной церемонии совсем. Поясню, почему. Чайная церемония - это глубокая и тонкая работа с вниманием. Возьмем для наглядности японскую традицию, с ее духом вабисаби (устранения лишнего) - простая комната чайного домика без окон, всего два посторонних предмета - свиток с каллиграфией или живописью и букет цветов, икебана. Чайная утварь - нарочито грубоватой, простой формы. Ничто не тянет на себя одеяло, отвлекая внимание от чая. Отсутствие лишнего в картинке создает так необходимый мозгу вакуум, в который сливается вся суета, все бессмысленные метания ума, оставляя чистоту и ясность.
Теперь возьмем ее великого предка и полную противоположность по духу - китайскую чайную традицию. Изящная беседка для чаепития, массивный стол, удобные стулья, изысканная чайная утварь, от которой не отвести глаз - все вибрирует умиротворяющей гармонией и полнотой жизни, утонченностью и комфортом. Это как уютные мамины объятья для ума, он расслабляется, прекращает пугаться, метаться и суетиться, на выходе получаем ту же чистоту и ясность, просто другим путем. Других традиций чаепития именно как практики для ума я не знаю. Остальные народы используют чай как пространство для коммуникации. А теперь давайте добавим в этот тонкий процесс музыку, с ее бешеным эмоциональным напором, с ее подчиняющим ритмом, который тут же начинает всем руководить, и вот уже рука непроизвольно тянется за термосом, поднимает и опускает чайник, ритм беседы ломается и рвется, подстраиваясь в заданный темп. Чайный мастер ли ведет за собой действие, или действие ведет его за собой?
Музыка подобна слону в посудной лавке, подобна яростной воде половодья, она сокрушает все на своем пути, даже если звучит тихо. Паузы в музыке звучат сильнее, чем гром. Включая музыку в свою чайную церемонию, вы передаете ей бразды правления и теперь она решает все за вас, а вам остается только подстраиваться и лавировать. То есть, конечно, когда не хватает опыта и силенок, ею можно прикрыться - пусть она поработает за нас, сделает настроение, задаст волну. Но это настроение и эта волна будут неточными и попадания в «здесь и сейчас» не произойдет, а значит, не случится и «маленького чуда» чайной церемонии - действия, после которого можно спокойно умереть, потому что все самое прекрасное в жизни уже произошло.
Вот поэтому я сознательно исключаю из своих чайных церемоний любые звуки, кроме природных - вода, птицы, шум ветра. Хотя музыку очень люблю. Или потому, что очень люблю. Напомню, речь идет именно о чайных церемониях, то есть о духовной практике. Дружеское чаепитие носит менее глубокий характер и естественная непринужденность общения вполне может дополняться музыкой, негромкой, чтобы не приходилось повышать голос, создавая ненужное напряжение.
А вы что думаете?
Автор: Таллина Адамовская