Не будем лукавить: школьная программа не может быть интересной всем ученикам. Но как же учить без интереса? Неужели кроме: есть-такое-слово-надо другого способа нет?
Я хочу рассказать о том, что мы придумали. Придумали уже лет 5-6 назад. И, честное слово, это пошло. И школа немножко изменилась.
Каждая тема по каждому предмету во всех классах с 1 по 11 у нас заканчивается так называемой Защитой проекта. Проекты у нас небольшие по времени: на 8-1О уроков (Если они растягиваются на полтора-два месяца - то к концу уже забываешь, с чего начали).
Итак, последний урок темы - защита проекта, как правило, перед учениками другого класса: старшие идут к маленьким и наоборот.
Это мы назвали словом Десант. Слово прижилось так хорошо, что вовсю пошел процесс словообразования: «Вчера мы десантировались в 4 класс…»
Перемена «до»: газета подмышкой, камера со штативом в руках - быстрей, у нас сейчас десант, идем в третий класс… Перемена «после»: ну вот, наша группа опять не успела, но третьеклассники слушали хорошо и на вопросы отвечали, вот следующий раз…
Десанты лучше олимпиад, турниров и конференций. Там главная идея - выбрать отличника из отличников. Здесь - другое. Рассказать другим, что сделал, что узнал, что получилось. Это лучше и глубже всех конкурсов и Гран При. Научиться, чтобы научить других. Найти, чтобы рассказать другим. Десанты - очень настоящая вещь!
И уж конечно, Десанты лучше контрольной работы. Если их делать на хорошем уровне: строго и серьезно, - контрольные работы не нужны. Контрольная работа как Праздник…
Время Десанта и класс, в который мы пойдем - всё это известно на первом уроке темы. Обсуждаем с детьми: как лучше сделать, как подготовиться, кому это будет интересно. На стене висит большой лист ватмана - График Десантов. И учитель, обсудив с классом творческие планы, берет маркер и «бросает перчатку»: когда и в какой класс.
Самые сильные десанты - когда маленькие идут в среднюю школу.