Впервые представление о том, что такое "тайная война" - получил из сборника "История дипломатии" 1945 года под редакцией профессора Потёмкина.
Там этот вопрос тщательно исследовался.
В начале 30-х - Германия была практически бессильна перед Францией. Численность рейхсвера официально не должна была превышать 100 000 человек.
Неофициально, правда, существовал ещё и "чёрный рейхсвер", под видом всевозможных военизированных и спортивных обществ - но и там не было ни танков, ни авиации, ни тяжелой артиллерии.
Придя к власти в 1933, Гитлер начал интенсивно вооружаться, но чтобы накопить вооружение и технику в достаточном для реванша количестве - нужно было минимум 5 лет.
Французская армия превосходила рейхсвер по численности во много раз. Она могла раздавить его в самом начале "большого пути".
Поводы представлялись не раз.
В 1933 Гитлер вывел Германию из Лиги наций, в 1935 - восстановил всеобщую военную обязанность и создал Вермахт, в 1936 - ввел войска в Рейнланд.
И каждый раз парижская пресса поднимала истерический вой, что любое противодействие фюреру чревато ужасными последствиями, что сократится торговля, что не будет сбыта для вин и галантереи, что упадет франк, что усилятся коммунисты...
На трибуну парламенты выходили краснобаи и со слезами в голосе напоминали о страшных жертвах, что великая французская нация принесла на алтарь Отечества в прошедшей войне.
Тут же обнаруживались эльзасские, бретонские, корсиканские, арабские "авторитеты", которые объявляли, что жертвовать своими жизнями в очередной "войне престижа" угнетательницы-Франции не намереваются.
В общем, короче, каждый раз призывы здравомыслящих людей остановить рвущегося к реваншу диктатора, пока это еще можно сделать малой кровью - пропадали втуне.
Уже после краха несчастной Франции выяснилось, что и большинство "мэтров", и большинство краснобаев-депутатов - были элементарно куплены Гитлером и его полпредом во Франции - Отто Абецом (снимок внизу).
Еще за несколько месяцев до Мюнхенского сговора тайная полиция предоставила премьеру Эдуарду Даладье документы, из коих следовало, что минист иностранных дел Жорж Боннэ - темный делец и участник финансовых махинаций, успех которых прямо зависит от уступок немцам. Для тогдашней атмосферы во Франции характерно, что Даладье, сам честный человек - не осмелился и пальцем тронуть Боннэ. И именно Боннэ оказался одним из главных авторов "Мюнхена" - позорнейшего предательства Францией своего единственного верного союзника в Восточной Европе.
В общем, гитлеровцы фактически уничтожили Францию изнутри, еще до того, как пошли первые танки. Танками современная война, по сути, не начинается, а завершается.