Ещё об ассимиляции...

Jun 30, 2010 14:09

Я не росла в глухих кварталах гетто,
Мне дым его печальный не знаком,
И если честно говорить об этом,
Был не еврейским мой отцовский дом.
Не помню я ни песен синагоги,
Ни запаха пасхального вина,
Ни Судных дней, когда взывают к Богу,
Шепча таинственные имена…
И синь и даль, и сосны в окнах узких,
Цветастый кашемировый платок -
Все было светлым, северным и русским,
Как окающий нянин говорок…

Мне очень нравятся эти стихи - Беллы Дижур, мамы Эрнста Неизвестного.

Но вот в последнее время часто задумываюсь: что представляет собою эта пресловутая ассимиляция, о которой так любят толковать? Существовала ли она вообще?

У меня нет сомнений, что Белла Абрамовна лично - была искренна.
Но ведь существует несомненный зазор между, так сказать, истиной субъективной и объективным явлением.
Начать с ее имени - Белла (Изабелла). Оно не еврейское. В Танахе вы его не найдёте.
Но оно ведь и не русское. Оно западноевропейское, точнее испанское. А ведь только среди моих знакомых евреек (чистокровных) Белл было не меньше полудюжины.

Любопытства ради начал припоминать, как называли детей, сверстников как моего отца, так и моих, родившихся в "чисто" еврейских семьях.  Старинных библейских имен, типа Наум, Соломон, Эсфирь, Ревекка - практически уже не было.
Но зато имя "Марк" - десяток, не меньше. Опять то же, что и с Беллой - вроде не еврейское, но и не русское.
"Ян" - соврал бы, если б сказал, что меньше полтора десятка. Имя западнославянское. Но заметим, Ян, а не Иван - восточнославянское производное от того же "Иоанна". Плюс не менее пяти "Ян" - девичьего полу.
"Феликс" -  человек пять, не меньше.
"Эдуард" - это, пожалуй, рекорд. Более двух десятков.
"Альберт" - человек пять.
"Глория" - три штуки, правда, все не из наших мест.
"Роберт" - тоже трое.
"Гарик" ("Эдгар", "Гарри") - снова трое.

Как списочек?
А я человек не очень общительный.
Ну так что насчет "безоговорочной ассимиляции"?
Кстати, не столь давно узнал, что очень мною любимая пратётя (сестра бабушки), все жизнь звавшаяся "тётя Вера", при рождении-то, оказывается, была наречена "Двора".
"Пчела" по-древнееврейски...

Я, кстати, никак все это не оцениваю - ни со знаком плюс, ни со знаком минус. Химический процесс вообще трудно оценивать в каком бы то ни было этическом аспекте. Но при всем "светлом, северном и русском" всегда присуствовало желание хоть как-то обозначить свою "нездешность" - это однозначно


Этносы, Наблюдения

Previous post Next post
Up