Читая очередную главу Левина я заметил, что читаю его совсем не так, как обычно читаю книги. Необходимость написать что-то интересное после прочтения заставляет вчитываться гораздо глубже. Тогда решил почему-бы не прочитать так кого-то еще, например ту же самую Эволюцию. Раз уж эта тема у меня с ней так сильно связана.
Т.е. я читаю параллельно еще несколько книг - Леху Андреева - "Сядьте на пол. Руководство по дзену для родителей", Звезды Шамана, новую книгу Гребера про дерьмовые рабочие места, но их все-таки в более быстром режиме. Только для себя, скажем так.
В качестве эксперимента как раз попалась статья
"про чайлдфри" Некоторые вещи она излагает на мой взгляд специально так, чтобы не допускать разночтений. Например: общество не навязывает материнство. Это не совсем так, общество формирует женщину так, чтобы она считала одним из своих смыслов детей. Так же как и мужчину, но мужчину конечно по другому. Навязывает ли общество это? В той мере в какой вообще делает из ребенка личность, ну или что там еще получается.
Если полезть в биологию, то человек почти не имеет инстинктов в смысле формулы - потребность + стимул + фиксированный комплекс действий. Однако вопрос наличия потребности в продолжении рода не столь прост.
Потребности у человека врожденные есть, однако есть ли среди них потребность именно стать матерью. Это крайне сложный вопрос - даже потребность в сексе возможно не является врожденной. У человека все это результат обучения, подражания и т.п.
С другой стороны нельзя сказать, что человек - это новорожденный детеныш. На каком-то этапе он становится человеком и в этом социальном его рождении, такие потребности можно назвать врожденными - в том смысле, что здоровый человек имеет потребность в продолжении рода, которую правда может реализовать разными способами. Сюда можно отнести самоидентификации себя как матери(отца). Потребность соответвествующего статуса в обществе - одобрение от других.
Если подвести итог, то есть несколько потребностей, вызывающих напряжения и какие-то квази-потребности в этой области. В идеале так, если человек знает как соответствующую потребность удовлетворить и сублимировать. Если не знает, то срабатывают психзащиты.
Этот момент, про наличие потребности хоть и интересен, но вдаваться в него нет желания - он объемен по содержанию, имеет множество запутанных и по разному трактуемых мест и в общем-то мало что скажет.
Еще один момент, который меня заинтересовал, почему после 40 лет начинается судорожные попытки завести ребенка.
Точнее даже не после 40, а после осознания, что ребенка уже не будет, или не будет почти наверняка. С марафоном по врачам все более-менее понятно. Сама по себе деятельность дает обратную связь, фигура будет увеличиваться - человек вовлекается в поток... И еще у Левина прочитал интересный момент, хотя и не уверен, что корректно его сюда отнести... при фантазиях о том, чтобы когда-нибудь иметь ребенка у женщины формируется достаточно большое напряжение, но которому блокируют "доступ к моторной сфере" (не совсем так, конечно) другие напряжения - необходимость иметь мужа, страх оказаться матерью-одиночкой и наверное много чего еще, в том числе неотрефлексированного.
После "принятия решения" существующее напряжение получает доступ к реализации и начинается беготня, рост ценности материнства и т.д. При этом часть напряжений блокирующих эту деятельность до этого серьезно слабеют.
Кроме того, после 40 обостряется и страх смерти, усиливается потребность ощутить себя чем-то большим - частью рода например, как-то защитится от смерти, насколько это обычный человек умеет. Один из достаточно простых способов это как раз слияние с детьми, семьей. Как раз к вопросу о самоидентификации. Видимо этот комплекс факторов рождает мощную реакцию на о стремительно теряемой возможности.