Давно не читал фантастики, даже наверное очень давно. То есть конечно что-то почитывал, может даже книжку-две... но вот чтобы читал - это давно был лет 10-20 назад. Тогда читал, много читал, даже может очень много. Сначала классиков от Бредбери, нет... да скорее пораньше - Беляева, Обручева... вот, да, кстати относительно недавно прочел А. Богданова - праздник бессмертия. И до Азимова, Гаррисона, Лавкрафта, Хайнлана... потом самиздата... и потом лет в 25-30 художественные книги постепенно отошли. Много интернетных статей и как-то способ восприятия информации поменялся. Книги стали слишком медленным источником. Интернет он как быстрые углеводы. К сожалению, с теми же последствиями) Что тут белок для строительства, а что жиры, и что углеводы? Эмоции в понятной ситуации, рефлекторная эмоциональная реакция - быстрые углеводы. Дает быстрый всплеск и быстро же гаснет. Для чувства нужны более долгие продуманные, с реконструкцией со многих сторон оценки - это разные жиры, а информационные составляющие как белок. Ну например.
Недели две назад кажется
lexa начал публиковать части из своей новой книжки, я благополучно промухал, что это части из разных мест книги и начал читать как будто это многосюжетка и подряд... Немного прифигел, потому что они никак не стыковались)) И даже случайно проявил «мастерство комплимента»... тут, к сожалению тоже, мастерство не пропьешь. Кроме этого уже в субботу начал смотреть психоисторию Переслегина и подумал что неплохо бы перечитать некоторые вещи (а некоторые и просто прочитать), Основание Азимова и еще кое-какие из того списка что идет во вступлении... и вообще надо как-то возвращаться к чтению книг в том числе художественных. И тут Алексей постит
ссылку на книжку... Да, думаю, неловко как-то получилось. Ну и если уж начинать перечитывать, почему бы с Веревки и не начать. Покупаю книжку, немного пожлобившись и выцыганив скидку в 50%. И неожиданно залипаю до 2 ночи, пока она не кончается.
То что
lexa интересно пишет я знал и раньше. По крайней мере, по пособию для родителей. Но ряд забавных совпадений сделали книжку странным квестом, от которого не получилось оторваться еще несколько часов после того, как она сама кончилась.
Если посмотреть на фантастику с точки зрения психоистории, то это идея и мысль которую нельзя игнорировать. Что бы ни писал автор, если это что-то хоть сколько-нибудь читается, то оно формирует будущее. Разумеется не такое, как там описано, а только в некоторых идеях и выглядеть это будет так, как эта идея сможет встроится и объединится в какую-то систему с остальными. Какая система выиграет и будет в проявленном, а какие будут наоборот в тени. С этой позиции фантастика всегда создание некоторого будущего. Связывание множества феноменов/фактов в некоторую систему интерпретации. И это нисколько не противоречит с тем, что фантастика как литературное произведение, это о самом авторе и вообще как бы сам автор и есть.
Первое и не так чтобы даже совпадение в том, что мы с женой в этом году ездили в Питер как раз в начале сентября. Причем в первый же день попали в музей Арктики, и это уже действительно немного тянет на совпадение.
Второй момент, больше всего в Питере меня интересовало как человек создал то пространство что называется городом, ну и Петербургом в частности. Эта идея взаимоотношений пространства(природы, мира) и человека началась задолго до поездки, да и в общем-то еще не закончилась. После возвращения я какое-то время пытался оформить мысли в текстовом виде, даже сделал примерный план, что там в Питере было. Но потом работа съела меня без остатка. Части из Веревки 2, как раз выдернули немного из рабочей суеты, мне пришла в голову идея, что фантасты прошлого столетия с определенного времени стали уходить в тему внешнего воздействия на человечество - сначала инопланетного разума, потом внутренних обособившихся сообществ, потом искусственного интеллекта и т.п. Это все немного напоминает зов о помощи, вроде того, что человечество не знает для чего оно живет, ему нужна какая-то внешняя если не помощь, то хотя бы угроза, чтобы найти новые общие цели в жизни. В какой-то мере, это в фантастике бывает всегда. Даже если это фантастика вроде боевика типа Стальной крысы или Билл, герой галактики. Сам жанр немного толкает к тому, чтобы поставить хоть какую-то цель. В большинстве произведений эта цель индивидуальная, но и там она как-то вписывается в общий мотив - делай как я, даже если это что-то вроде «Эй вы задние делай как я, это значит не нужно за мной». Понятно что не могут все уходить каждый своей колеей. Некоторые всегда поедут табором, такая у них сущность. Этот рецепт - индивидуации, он и универсален и нет одновременно. Человек и состоит из других людей и социума и индивидуален, ну или имеет уникальное сочетание генетического материала и в то же время из «общего для всех банка».
В Веревке этот момент не подсвечивается ярко. И даже скорее не особо решается на уровне социума. Есть такой тип фантастики, который проблему переносит на индивидуальный уровень. Как например мое любимое «Нашествие даньчжинов» Эдуарда Маципуло. Но если в даньчжинах разговор об эволюции психики, причем эволюции системы ценностей - чувств, то в Веревке разговор больше о технической стороне этой эволюции. Интеллектуальном развитии. Герои успешно выживают в среде за счет этого скачка в развитии.
Но кроме выживания в среде, есть и момент жизни. Жизнь отличается от выживания наличием смысла. Осознанным самопреобразованием себя и среды, как общей системы. В этом плане я говорил про город, ну и про деятельность человека вообще. И так же смотрел на фантастику. Веревка, конечно не решает всей этой проблемы, если вообще можно ожидать от фантастического романа решения проблемы - карта не мир. Но она про человека, который смотрит на мир с этой своей способностью видеть потенциальные системы - системообразующие идеи. И рефлексирует эту способность. Мир рассыпается на множество жемчужин, которые он «берет» рассматривает и кладет обратно, раздумывая как они могут измениться за 5 лет или за 50... Как они меняют человека вообще и его самого в частности. Помимо того, что эту способность осознает, он и пытается понять, как она у него появилась и как её передать. Хорошая книжка, ну наверное никто и не сомневался.