автор/эксперт: Лев Битвинер

Jan 16, 2015 11:59


Рекогносцировка на честности

Вятская губерния в ожидании кризиса: в нашей слабости - наша сила

Если вы спросите, на что больше всего похожа сегодняшняя Кировская область, я - не задумываясь - отвечу: на свернувшуюся в клубок могучую змею. И не только в силу замедлившихся у обеих до нуля обменных процессов - хотя, конечно, это будет первое, что придёт на ум, особенно если внимательно посмотреть на статистические показатели родного региона по основным направлениям его социально-экономического развития по итогам трёх кварталов 2014 года, которые широко представлены в иллюстрирующих эту заметку таблицах. Главное, что, на мой взгляд, роднит сегодня хладнокровное пресмыкающееся с нашим субъектом Федерации (да и со всей Федерацией - что греха таить - в целом) - это полная непонятка с тем, что же теперь от них ожидать. Свернулись ли они в клубок, чтобы безвольно впасть в мутный предсмертный сон - или хитро затаились, чтобы через мгновенье выпрямиться в молниеносном атакующем броске?


Ответ именно на этот вопрос, думается, хотело узнать большинство законопослушных граждан, вслушиваясь сначала в ноябрьское бюджетное послание губернатора Никиты Белых депутатам областного Законодательного собрания, а затем и в одноимённое декабрьское обращение Президента Владимира Путина к депутатам собрания Федерального. И хотя выступили оба лидера содержательно и по существу, тем не менее открытого и обстоятельного разговора ни о специфике текущей ситуации, ни о том, в какую сторону будет развёрнут в связи с этим экономический курс, увы, аудитория не дождалась. Владимир Владимирович счёл возможным ограничиться справедливым, но довольно-таки общим высказыванием о важности для России её государственного суверенитета («если для ряда европейских стран национальная гордость - давно забытое понятие, а суверенитет - слишком большая роскошь, то для России реальный государственный суверенитет - абсолютно необходимое условие её существования»), а Никита Юрьевич - кратким ликбезом о взаимосвязи российской и мировой экономик («безусловно, общая нестабильность мировой экономики отразится на экономическом росте российской экономики. Ситуация неопредёленности в глобальном смысле скажется и на бюджетной системе области. При этом я не склонен однозначно негативно оценивать ситуацию, потому что «идеальных» условий для развития не было и раньше»). Что в сумме - вместо того, чтобы ликвидировать непонятку, - лишь усугубило её, открыв двери для разного рода конспирологических толкований происходящего, немедленно заполонивших отечественное информпространство.


При этом спектр обрушившихся на нас прогнозов, аналитических записок и экспертных мнений оказался настолько широк, что разобраться в этом словесном хаосе без поллитры не смог бы даже квалифицированный психоаналитик. Судите сами: наиболее оптимистичные (и наиболее близкие по духу к заявлениям отечественного чиновничества) трактовки предусматривают скорую (уже в наступающем 2015-м) кончину американского доллара и евро с последующим распадом США и Евросоюза на фоне стремительного укрепления российской экономики, что неизбежно приведёт к глобальному перераспределению ролей в мировой политической системе, где на первый план - следом за нами - выйдут Китай и Арабо-Мусульманский Союз. А наиболее пессимистичные же, где всё происходящее трактуется сугубо через призму заговорщической политики американского Госдепа (Бильдербергского клуба, Комитета 300), направленных на смену государственного устройства России, наоборот: «с жестокой радостию» уже в краткосрочной перспективе сулят «погибель и смерть» нашей стране. При этом - несмотря на очевидную противоположность этих, казалось бы, взаимоисключающих сценариев - для рядового обывателя они одинаково неприемлемы, ибо оба сулят резкие перемены, а жить в эпоху перемен даже мудрый китаец Кун Фу-цзы, помнится, желал только своим злейшим врагам.

Жидкость двойного назначения

Кировская область, кстати, в этом смысле по-хорошему уникальна. С одной стороны, уровень её социально-экономического развития на сегодня исчезающе низок (в частности, Министерство регионального развития, да будет земля ему пухом, в своём прощальном докладе «О ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Федерации» задвинуло наш славный регион по сводному индексу социально-экономического развития аж на 74-е место среди 83-х регионов России), при том что все - за редким исключением - попытки кардинально изменить ситуацию разбиваются здесь, как о волнорез, о тихий саботаж со стороны основной массы населения, глубоко консервативного, что называется, по праву рождения.

За тем неудивительно, что первые ключевые признаки надвигающейся рецессии: спад в инвестициях (-2,7%) и промпроизводстве (-4,4%), застой в розничной продовольственной торговле (-2,8%), - на нашей территории были зафиксированы Росстатом уже по итогам I квартала 2014 года - задолго до того, как само слово «рецессия» вошло в активный словарь большинства россиян.
С другой стороны, выработавшееся за девяностые-нулевые годы умение кировчан существовать на уровне «ниже нижнего» («не жили богато - и не фиг начинать») практически исключает возможность каких-либо серьёзных социальных взрывов,
выступая этаким гарантом стабильности на отдельно взятой территории. То есть, попросту говоря,
перекрывая дорогу внедрению позитивного опыта, вятский консерватизм в то же время препятствует и распространению негативного, что позволяет региону переживать смутные времена (вспомним 2009 год) с минимальным для себя ущербом. Для масштабных инвестпроектов такое положение дел, разумеется, чревато высоким уровнем рисков, что, собственно, и нашло отражение в инвестиционной ведомости по итогам января-сентября 2014 года: сумма привлечённых инвестиций в основной капитал в Кировской области за три квартала составила 36,6 миллиарда рублей (-7,9% к аналогичному прошлогоднему периоду), или 27,96 тысячи на душу населения, что в 1,74 раза меньше, чем в среднем по ПФО (48,66 тысячи), и в 2,05 раза - чем в целом по России (57,24 тысячи на душу населения), при том что 21,7% от общей суммы пришлось на банковские кредиты (в среднем по России - 9,8%), а 12,5% - на средства, вложенные населением в долевое строительство (в среднем по России - 3,4%).

Условие существования

Зато предприниматели малой и средней руки могли чувствовать себя в этой тормозной, болотистой среде, если не как рыба в чистой ключевой водице, то уж точно уютней, чем их коллеги из экономически развитых приволжских регионов.

И если в целом по ПФО за первое полугодие 2014 года малый бизнес сумел привлечь 50,8 миллиарда рублейинвестиций, или 6,1% от общей инвестиционной суммы, то в Кировской области предпринимательский инвестиционный улов (4,31 миллиарда) превысил 19%.
В общем, местным властям, давно и шумно занимающимся поиском пресловутых «точек роста» для подведомственных территорий, и искать бы ничего не надо - дай лишь малому бизнесу волю, а он уж постарается. Но тут-то, собственно, и зарыта та злая собака, которая в кризисных условиях может стать главной угрозой для нашего региона.
Всё просто: в силу общей бедности Кировской области на её финансовой карте наблюдается не так уж много «дойных коров», которые могли бы обеспечивать безбедное персональное существование местному чиновничеству (а по числу чиновников на душу населения, напомним, наш регион - по данным Росстата - уверенно держит первое место в ПФО: 131 чиновник на 10 тысяч жителей при 97 в среднем по округу), а потому основная откатно-коррупционная нагрузка ложится на то, что ещё осталось в живых: на региональном уровне - это дорожное и сельское хозяйства да, отчасти, социалка (в первую очередь - организации здравоохранения), где худо-бедно крутятся кой-какие бюджетные миллиарды, а на уровне муниципалитетов - вышеназванный малый и средний бизнес, поскольку иных кормильцев на горизонте просто нет. Полномочий же, чтобы расправляться с неугодными (или, вернее сказать, с нелояльными) предпринимателями, у муниципальной власти предостаточно: хочешь - нашли на супостатов пожарника с проверкой, хочешь - прищучь за «серые зарплаты», хочешь - загноби за торговлю спиртсодержащими жидкостями двойного назначения, пусть даже она ведётся в полном соответствии с действующим законодательством. И история с тотальным переделом в городе Кирове рынка мелкорозничной торговли, жертвами которого стали сотни «неблизких» к власти владельцев «нестационарных торговых объектов»: ларьков,киосков и павильонов, - тому самый наглядный, хотя и далеко не единственный, пример.

А ведь именно мелкорозничные торговцы, да-да: те самые «стихийные» ларёчники и «челноки», - в аналогичной смутной политической ситуации начала девяностых фактически уберегли огромную страну от агонии и распада, обеспечив рынок товарами, людей работой, а себя - первоначальным капиталом для дальнейшего развития. Увы: чиновник, «оптимизируя» окрестный малый бизнес под финансовые аппетиты своего клана, вряд ли задумывается - точно та крыловская свинья под вековым дубом, - о каких-либо среднесрочных, а - уж тем более - долгосрочных перспективах. И случись что, боржоми пить будет уже поздно.

ТДТ. - 2014. - №031

Законодательное Собрание Кировской облас, ПФО, бюджет, Никита Белых, Кировская область, рейтинг, Владимир Путин

Previous post Next post
Up