Автовойна в начале 2012-го становится одной из доминант нашего конфликтного общества. Как ни старались мы в январе игнорировать события на фронтах борьбы автомобилистов с чиновниками и пешеходов с автомобилистами и чиновниками, вместе взятыми, а вот приходится снова писать об автовойне, которая уверенно занимает место и в национальной информационной повестке, и в региональной.
![](http://pics.livejournal.com/tdt_new/pic/000xpsaq/s640x480)
В Москве появились выделенные ряды для общественного транспорта, но это необходимое решение было принято без должного PR-обеспечения, и вызвало предсказуемое недовольство столичных автомобилистов. Фото Ивана Юдинцева. Москва. Январь 2012 г.
![](http://pics.livejournal.com/tdt_new/pic/000xqe5h/s640x480)
Федеральные новости
Итак, дальше умалчивать об эскалации автовойны на национальном уровне больше нельзя. Сегодня один из локальных конфликтов противостояния автомибилистов и ГИБДД дозрел до
рассмотрения Верховным Судом РФ. Гаишники просили внести поправки в постановление пленума ВС РФ №18 от 2006 года, в котором нижестоящим судам и органам ГИБДД разъясняются особенности применения 12-й «автомобильной» главы Кодекса об административных правонарушениях.
«В этих поправках ГИБДД предложила в обязательном порядке лишать прав водителей, которые обгоняют по встречной полосе, начав маневр с пересечения прерывистой линии разметки и закончив его через сплошную разметку, -
поясняет “Коммерсантъ”. - Этот маневр считается очень распространенным среди водителей, при этом различные суды по-разному оценивают его опасность для участников дорожного движения».
«Коммерсантъ» также
напоминает, что предложенные ГИБДД поправки фактически приравнивали выезд на встречку с пересечением прерывистой линии разметки к выезду на трамвайные пути и полосу для встречного движения. За эти нарушения ст. 12.15.4 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает такую меру ответственности, как лишение прав на срок от четырех до шести месяцев.
Верхровный Суд
решил не вносить в свое постановление те поправки, которые предлагались ГИБДД. Но и противоположного решения не вынес, подчеркнув, что в каждом конкретном случае суду следует принимать решение, исходя из обстоятельств дела. Итак, в этом споре ГИБДД с автомобилистами пока сохраняется статус кво, может быть, с небольшим моральным преимуществом автомобилистов, которые это самое статус кво отстояли.
Столичные новшества
Третья сторона автовойны - пешеходы и пассажиры общественного транспорта - за сегодняшним раундом только наблюдала. Хотя правозащитники воспользовались случаем, чтобы обратить внимание на тот факт, что и сама ст. 12.15.4 не работает. В частности, в городах с развитым трамвайным сообщением автомобилисты нередко выезжают на трамвайные пути, но прав их за это не лишают. И здесь уместно напомнить, что безусловное применение существующих норм не менее важно, чем введение новых санкций в отношении нарушителей.
Поэтому правозащитники в начале года сосредоточили свое внимание на соблюдении режима рядов, выделенных для общественного транспорта на некоторых улицах Москвы. И хотя эта тема, на первый взгляд, исключительно столичная, то есть локальная, но правозащитники, отстаивающие интересы пешеходов и пассажиров общественного транспорта, справедливо полагают, что столичный опыт может и должен быть распространен на другие российские города.
Однако с выделенными рядами в Москве все не так гладко. Автомобилисты (а доля таковых в Москве от всего населения выше, чем в остальной России) выражают недовольство решениями, принятыми в интересах пешеходов и пассажиров общественного транспорта. Пожалуй, всякий, кто общался с москвичом-автомобилистом на кухне, слышал эмоциональные речи, в которых перемешаны «уродские троллейбусы», их «редкие пассажиры», пробки, Собянин, митинги и выборы))
Вятские загадки
Ну а на Вятке в начале года закрутился какой-то клубок противоречивых новостей, в которых перепутаны интересы и пешеходов, и автомобилистов, и водителей троллейбусов, и даже госчиновников, которые тоже становятся жертвами автовойны.
Самая громкая тема - трагическая гибель девочки-пешехода, последовавший судебный приговор, в соответствии с которым виновной признана водитель троллейбуса, неверие блогеров в официальную версию, независимое расследование, ведущееся столичными авто-правозащитниками, намеки на причастность к трагедии вице-губернатора Марии Гайдар, жесткий ответ («Ацкий трэш!») самой Гайдар и вставшего на ее защиту губернатора Никиты Белых, молчание областного начальника ГИБДД (который, вообще-то, должен был бы если не прояснить обстоятельства дела, то хотя бы подписаться под релизом с самыми что ни на есть формальными словами о том, что в правовом государстве гражданин может быть признан виновным только приговором суда, вступившим в законную силу, и пока такой приговор есть, сомневающимся следует добиваться его отмены, а не распространять сведения, фактически обвиняющие другого гражданина в совершении уголовного преступления), и, наконец, логичная в такой ситуации отставка начальника ГИБДД, но и она вызвала сомнения, поскольку теперь уже бывший главный дорожный полицейский региона оказался фигурантом уголовного дела.
Со своей стороны, мы не считаем себя вправе оценивать юридическую сторону всех этих запутанных событий. Только еще раз подчеркнем, что блогеры, фактически обвиняющие гражданина в совершении уголовного преступления, сами нарушают закон. Мы готовы всеми законными средствами содействовать восстановлению справедливости, и считаем большой ошибкой властей игнорирование тех противоречий, на которые указывают блогеры. Но нельзя обвинять гражданина в совершении преступления, покуда это не установлено приговором суда.
Но, не выясняя, кто прав, кто виноват, подчеркнем, что в проигрыше в итоге все: пешеходы не чувствуют себя в безопасности на переходах, водители троллейбуса бурчат, что их могут сделать крайними с весьма серьезными последствиями, автомобилисты говорят о двойных стандартах, когда чиновнику за рулем можно то, чего нельзя остальным, сами чиновники вынуждены отбиваться от наветов, а гаишные начальники ждут оргвыводов и не только.
В такой напряженной ситуации достаточно одной искры, чтобы началась эскалация сразу нескольких конфликтов, причем каждая сторона будет чувствовать себя жертвой, то есть ощущать моральную правоту, что придаст участникам конфликтов сил и решимости, а в итоге получим новую вспышку автовойны, причем с гораздо большим накалом страстей. И, кстати, Госдеп здесь будет совершенно не при чем. Просто, как мы уже не раз писали и говорили, конфликты между автомобилистами, пешеходами, пассажирами и водителями общественного транспорта, автоперевозчиками, гаишниками, чиновниками и другими участниками автовойны надо разрешать как можно скорее, или хотя бы постоянно снижать их остроту, а не загонять вовнутрь.
Живой журнал ТДТ. - 2012. - № 029.