Немножко про высшую школу.

Jan 25, 2019 17:26


У меня дети большие, а внуки маленькие. Поэтому про нынешнее высшее образование я практически ничего не знаю, питаюсь слухами. Ещё немножко контактирую с молодыми специалистами. Но так получилось:
Во-первых, дочке в телефонном разговоре пожаловалась её подруга, преподаватель на кафедре (может, и доцент) - типа заставляют делать докторскую. На кафедре остался один доктор (у нас там д.т.н.), нативный, родной, выпускник 1959 года. . Он же единственный профессор. Есть ещё один, пришлый (при мне такого не было, да и трава была зеленей). А, да - наши дети учились на той же кафедре, что и мы с женой.
Во-вторых, буквально через день дочка позвонила, сказала, что вот этот наш Вадим Семёнович попал в реанимацию. А мой аспирантский руководитель (проф, д.т.н.) умер около двух месяцев назад. Я остро представил обезлюдевшую кафедру с двумя старушками, которые учили ещё меня и были тогда очень ничего, такие в стиле Барбары Брыльской тех же времён. [Понятно, что на кафедре кто-то есть, но это к делу не относится, реально]
Я позвонил другу в Сибирь (вместе аспирантствовали), он на профильной кафедре. Погоревали чуть, потом я поинтересовался, как дела с молодым поколением, ну и вообще. ​Ответ был: "Докторов у нас трое, но снижается нагрузка, т.к. перестали готовить бакалавров, а печём только магистров и аспирантов.  Все занятия вечером,т.к. наши студенты все работают." [Выделено мной]  Я поинтересовался, а что происходит в заведении днём - получил уклончивый ответ.
Да и ничего бы, вроде. Вон какие ужасы рассказывают про уровень американских выпускников, и что - Америка как-то выживает.
Но дело в другом.
Уровень науки, в том числе и прикладной, определяет не количество университетов и не их средний уровень. Как качество мировой оперы определяет сотня лучших певцов и два десятка лучших оперных театров, так и качество науки определяет сотня-две университетов. В остальных опера уровня областного театра - для культуры необходимо и полезно, но не более. Я понимаю (и верю), что есть МФТИ, Урал, Новосибирск, МГУ наконец, Нижний, Питер, ... Пермь, Уфа, Самара..., ну где ещё самолеты делали? Но.
Но наша кафедра была лучшей в своей области. Это точно. Я про обучение. Профессия учителя, самая важная, стала никому не интересна именно в высшей школе. Наверное, это объективно. Но это неправильно. Я допускаю, что СССР так долго протянул только из-за того, что поддерживал престиж вузовского преподавания. Ну, как мог.
Опять же ясно, что никакого интереса массово готовить хорошие кадры для заграницы у нынешних хозяев нет. Да и у "рядовых" студентов, наверное, другие, более конкретные приоритеты.
Собственно, фсё. Ни выводов, ни идей, ни путей
Для скрашивания пессимистической картины выбрал немножко студенческих фоток из архива. Вроде скрасилось - оказывается, предшественники нынешних были такими же лоботрясами, как эти самые нынешние. А образование - что образование? Всё есть в ютубе, пусть его курят.

1946



1976



1976



1977



1977



1984 (?)  Аспирантура. Мои коллеги.



Домашний архив, Цепочка, Куди йдемо?

Previous post Next post
Up