Обращаюсь к Вам с этим письмом, пренебрегая административно-иерархическими условностями, по двум причинам. Во-первых, вопрос требует оперативного решения. Во-вторых, полагаю, что пересылая его по инстанциям, я неминуемо наткнусь на тех, кто как раз и принял по каким-то неведомым мне причинам то решение, которое я прошу Вас отменить. Полагая, что и направленное обычным путём лично Вам как министру это моё письмо до Вас не дойдёт, а будет ещё на подходах к Вашему кабинету переправлено тем, кто либо не осмелится принять должное решение, либо причастен к тому решению, которое я прошу пересмотреть, я в интересах дела вынужден одновременно обнародовать это письмо доступными мне средствами. В этом я вижу некоторую гарантию того, что слух о моём письме до Вас докатится, и оно будет прочитано лично Вами. А вслед за этим последует оперативное и единственно возможное, ибо оно логично, что я покажу Вам ниже, Ваше решение. Отмечу при этом, что предварительно я всё-таки позвонил одному из Ваших заместителей, курирующему данное направление работы. Но он, как сообщили в его приёмной, находится в отпуске до 10 февраля с.г. А решение нужно принимать немедленно. Теперь о сути дела. Высшая школа (факультет) телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова, создавшая ФГОС «Телевидение» и по этому ФГОС работающая, до сих пор относилась к числу факультетов, при поступлении на которые проводилось дополнительное вступительное испытание (экзамен) творческой направленности. То есть то, что обычно называется творческим конкурсом. И вдруг на шестом году существования ВШТ МГУ, кстати, до сих пор единственного факультета телевидения в системе вузовского образования России, приходит решение возглавляемого Вами министерства об отмене творческого конкурса по направлению подготовки «Телевидение» (Приказ Министерства образования и науки РФ №3 от 09.01.2014г.). Чем руководствовались те, кто готовил такое решение, уразуметь невозможно. Но только не пониманием того, чем является телевидение, не предназначением нашего факультета, как раз и созданного для того, чтобы готовить работников телевидения именно творческих специальностей. Не хотелось бы подозревать здесь злокозненность.
С мнением, что в своей не инженерно-технической составляющей (а подготовку таких специалистов ФГОС «Телевидение», утверждённый, естественно, Министерством образования и науки РФ, не предполагает) создание телепередач есть дело творческое, возможно, кто-то и поспорит. Но как можно спорить с логикой? Ниже я привожу списки направлений подготовки, по которым в утвержденном Министерством образования и науки Порядке приема на 2014/2015 учебный год предусмотрено проведение дополнительного вступительного испытания творческой направленности (первая колонка), и список дисциплин творческой направленности учебного плана ВШТ МГУ согласно требованиям ФГОС «Телевидение» (вторая колонка).
52.05.01. Актёрское искусство -- Основы актёрского мастерства; Техника речи; Сценическое движение 55.05.01. Режиссура кино и телевидения -- Основы телережиссуры, Создание телепрограмм 53.05.03. Музыкальная звукорежиссура -- Звукорежиссура 55.05.02. Звукорежиссура аудиовизуальных искусств -- Звукорежиссура 55.05.03. Кинооператорство -- Основы операторского дела 55.05.05. Киноведение -- Киномастерская, История зарубежного кино, История отечественного кино, История документального кино 42.03.02. Журналистика -- Теория и практика современной телевизионной журналистики; Основы мастерства телеведущего; Основы ораторского мастерства; Журналистский практикум 52.05.04. Литературное творчество -- Основы телекритики, Основы сценарного дела 52.03.06. Драматургия -- Основы сценарного дела 42.03.05. Медиакоммуникации -- Теория телевидения, История отечественного телевидения, История зарубежного телевидения
Кроме того, с учётом специфики нашего факультета у нас преподаются и следующие, бесспорно, творческие дисциплины: Основы фотодела, Основы режиссуры монтажа, Творческая телелаборатория. Из данного списка видно, что не одна, не две, а 25 учебных дисциплин, входящих в обязательную часть учебного плана ВШТ МГУ, являются творческими не только по моему мнению, а и по мнению самого Министерства образования и науки, однако в совокупности этих дисциплин направление подготовки «Телевидение» таковым не является. Но такого быть не может ни по законам логики, ни по здравому смыслу. Однако у нас, причём без всяких консультаций с нами, в одночасье, неожиданно отбирают право проведения творческого конкурса. Но тогда нужно отобрать это право и у, как минимум, дюжины направлений подготовки в кинематографических и театральных вузах, на факультетах журналистики, чего я им, конечно, не желаю. У этой проблемы есть и ещё один, возможно, и ничтожный с министерских высот аспект, но важный для нас. Более того, являющийся вопросом чести. Пять лет на нашем факультете, как и на всех других, работают платные подготовительные курсы. Естественно, все эти годы мы готовили будущих абитуриентов, записавшихся на курсы, к творческому конкурсу. То же самое делается и в текущем учебном году.
И вот теперь мы вынуждены будем объявить будущим абитуриентам и их родителям, оплатившим это обучение, что целый семестр они обучались зря, а их деньги пропали впустую. Что мне, декану, им сказать? Пока я вынужден был отменить назначенный на 9 февраля с.г. и уже объявленный традиционный день открытых дверей ВШТ МГУ. И перенести его на более поздний срок. Но когда наступит этот срок, что я должен буду им сказать? Что я как декан и ВШТ МГУ в целом их обманули? Взяли деньги за подготовку к экзамену, которого не будет? Уважаемый Дмитрий Викторович! Я прошу Вас принять единственно возможное и единственно правильное в данной ситуации, да и вообще решение - вернуть направлению подготовки «Телевидение» творческий конкурс. Делают ошибки не только глупцы, но исправляют их только мудрецы, говорил Лао-Цзы. Мудрый исправит ошибку, а глупец пройдёт мимо, даже не заметив её, утверждал Сократ. Иная ошибка полезна тем, что обязательно найдётся человек, который её исправит, писал Монтень. Уверен, что и в данном случае исправление ошибки не только не пошатнёт, а напротив - укрепит авторитет возглавляемого Вами министерства.
С уважением
декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова Третьяков В.Т.
Послесловие Кому-то покажется, что я преувеличиваю, называя отмену творческого конкурса для ВШТ МГУ трагедией, соизмеримой с крушением РАН. Но это иллюзии. Поскольку отдачи от РАН по направлению естественных наук нам придётся ждать бесконечно долго, поскольку в стране без производительных отраслей экономики ни фундаментальная, ни прикладная наука существовать не может, ничто не висит в пустоте в условиях земного притяжения. Но вопрос о востребованности продукции телеотрасли никто не оспаривает, спрос на неё, особенно с развитием сетевых коммуникаций, будет только расти. Телекоммуникации поглощают несколько отраслей - культуры, средств информации, образования, концентрируют в себе политическую и общественную жизнь. По сути, это управление всей интеллектуальной жизнью страны. Зададим вопрос - а может государство деградирующего капитализма выпустить из своих рук такой мощнейший инструмент управления социумом? Да никогда, эта сфера должна быть под контролем правящего страной капитала. А тут такая неувязка - берут на факультет только истинно талантливых, а талант, как правило, умён, любознателен и самостоятелен, увы... Поэтому он и не должен просачиваться, ну нет у правящей и состоятельной элиты альтернативно одарённых отпрысков. Альтернативно, это я в том плане, что при обладании способностями они ментально управляемы в нужном направлении. Я не хочу сказать, что сейчас нет таких деятелей на ТВ или в СМИ, есть, конечно, но настрой Третьякова явно на исправление ситуации. И что в перспективе? Серые дети серых, но богатых и влиятельных родителей на сером экране серой России. В такой интеллектуальной эвтаназии народ быстро забудет, что у него когда-то были и великая РАН и великое искусство.