БЕСЕДЫ НА ПОЛЬСКОЙ ЗАВАЛИНКЕ

Dec 02, 2013 20:49

Оригинал взят у marubeni в Отдаю микрофон полякам:
думаю, пришло время, друзья, послушать простых польских граждан.

Вот какую дискуссию вызвала новость дня - о том, как телеканал "Дождь" перепутал лидера польской оппозиционной партии Право и Справедливость Ярослава Качиньского с Брониславом Коморовским (действующим президентом РП ( Read more... )

интеграция, интернет, международная политика, Польша, Качиньсекий, Украина, ЕС

Leave a comment

td_41 December 5 2013, 17:52:33 UTC
Спасибо за такую яркую картину.
Опыт моей соседки был елиничным, работа не позволяла, да и потом, это было самое начало 90-х.
Небольшое отступоение, как всегда ассоциативное)
Когда я стала встречать в блоге у Тояхары фразы на польском, я вспомнила, что у меня есть словарь, нашла его, совсем новенький, небольшого формата, толстый в красивом светлозелёном коленкоре, издан в Ваошаве, 1972 год, и русско-польский и польско-русский.
Я по нему даже попыталась поговорить с Тояхарой, но он меня не понял)
Интересна мотивация его покупки.
Как-то муж приехпл из командировки в Киев, где заходил к нашей однокурснице, и вот от неё получил такую информацию - поляки стали издавать массу мировой детективной дитературы, которая у нас была в страшном дефиците, при любых тиражах)
А любила я её всегда необыкновенно.
И вот Люда, оказывается, выучила польский язык, накупила массу книг и наслаждается.
Конечно, я тут же побежала в Демкнигу, где мы много чего покупали, и купила этот словарик.
Но на этом дело завершилось, я не учла, что Люда была одинокая, а у меня всё же была семья, окромя работы)
Но, по сути разговора.
Не кажется ли Вам, что этой русофобией страдает определ1нный социальный слой, который был, условно говоря, "белым", как и наши белые реваншисты, которые активно приняли перестройку и конвертацию прав собственности.
Наверняка такой же слой был и в Польше и вот он, не получив в стране капиталистического рая, канализировал свою злость на источник "коммунизма"?
Я не думаю, что в современных людях могут взыграть многовековой давности страсти претензий поляков на руководство Россией)
Это уже идёт как эвфемизм.

Reply

marubeni December 6 2013, 02:05:31 UTC
Какая интересная история получилась с Вашим словарем! У меня же с детства было желание понять, что же пишут в польских журналах мод, привозимых тетей. Наверное, подспудно это повлияло на меня, и когда я увидела объявление в универе о наборе на курсы польского, то без колебаний поспешила в Международный отдел. :)
Кстати, по моим наблюдениям, русские люди (и русскоговорящие) без всяких проблем овладевают польским, а вот поляки наоборот - очень мучаются, делают одни и те же ошибки, читают чуть ли не по слогам. Есть у меня подозрение, что сие - вина внутреней блокады, некоего психологического барьера. ((

Очень интересную версию Вы предложили - о социальных корнях русофобии. До сих пор я не задумывалась об этом аспекте. В одном уверена - значительна роль Костела и ультра-правых сил в разжигании ненависти к русским и евреям. В целом поляк почти всегда считает себя лучше, выше в культурном плане, чем русские, украинцы, белорусы. Пусть и скрыто, потаенно, но это присутствует. И я это замечала у многих знакомых. А вот у русских такое встречается гораздо реже. Возможно, тут играет "оскорбленная гордость", возможно еще что-то. На самое деле на этот вопрос однозначного ответа нет...

Reply

td_41 December 6 2013, 09:07:17 UTC
Ваши слова о Костёле и ультра-правых силах точно вписываются именно в социальные корни русофобии, на мой взгляд.
Если принять за точку отсчёта кризис капиталистической идеологии на основе кризиса капиталистической экономики, то активизация обслуживающих капитализм идеологий - религии и национализма налицо.
Те же процессы, что в предвоенной Германии, когда сначала национализм был направлен на евреев, а потом на врага внешнего.
И тут, но на евреях сейчас, в "европейском" имидже с "толерантностью" к согражданам особо не разгуляешься, поэтому и адресация нужна внешняя.
Но по сравнению с тем периодом, все эти явления - картонные декорации, воевать полякам нечем, так что это отвлечение умов, не более.
Собственно, те же процессы происходят и в России, но у нас, в отличии от мононациональной польши, можно создать крупное внутреннее националистическое противостояние, на чём нас и сосредотачивают.

Reply

marubeni December 7 2013, 19:26:52 UTC
Добрый вечер!
Теория козла отпущения в действии. Да, это очень хорошо работает в Польше. Вы полностью правы, общественную фрустрацию нужно канализировать, и русские очень удобная мишень. Польский антисемитизм, разумеется, никуда не делся, но принял другие, более рафинированные формы, что-то вроде аверсивного расизма. Польские психологи, кстати, много пишут на эту тему - проф. Мирослав Кофта, д-р Михал Билевич.

Я Вам по секрету скажу: ведь когда-то я занималась исследованиями динамики отношения поляков к русским, украинцам и белорусам, пыталась построить модель. Анализировала социологические данные, проводила мини-эксперименты по методологии социальной психологии. Даже начала вроде докторскую готовить, хе-хе. Но сдалась. Так много детерминант, корреляций, взаимоисключающих даже. К тому же сама тема на меня действовала крайне депрессивно. (( В общем, оставила я эту идею пока. Может, когда-то и вернусь к данной проблеме, но пока меня увлекло другая, более благодарная и позитивная тема - русские в Польше. :)

Reply

td_41 December 10 2013, 19:19:08 UTC
Добрый вечер!
Извините, проскочила Ваш комментарий(
Исторический ракурс темы, конечно, крайне интересен, но это такой объём исследований, что просто страшно, на мой взгляд.
И что ещё усложняет, мне кажется, тему, так это то что сейчас её надо раскрывать в рамках экономических глобализационных исследований и вообще мировой конкурентной борьбы.
А это представляется работой для целого коллектива, хотя наверно есть наработки с современной точки зрения.
Может быть, исподволь собирая материал, и вернётесь, действительно)
А тема русские в Польше не менее интересна.
Я обратила внимание на ссылку, которую Вам дал Тояхара по мемуарным источникам, крайне интересно, я о таком и не знала, я даже не помню, было ли это в школьном курсе и читала ли я об этом.
Сенкевича я точно не осилила, хотя несколько раз принималась, не знаю почему.
Зато очень люблю Пруса, несколько раз перечитывала всё собрание, обобенно почему-то люблю Эмансипированных женщин)))

Reply

marubeni December 14 2013, 17:42:22 UTC
Добрый вечер! Теперь моя очередь извиняться :)
Да, Тояхара всегда дает очень интересные и актуальные ссылки. Русское наследие в Польше всячески замазывается, замалчивается, искажается. И тут тоже требуется труд коллективный. Но что поделаешь, пока нет устойчивого интереса у крупных исследовательских институтов и групп к польской проблематике. Наверное, потому, что тема эта насквозь политизирована и исследователь на каждом шагу сталкивается с сопротивлением среды. (( Возможно, что все еще изменится, посмотрим.

Сенкевич как раз у меня хорошо пошел, Жеромский неплохо, даже Лем. А вот с Прусом не заладилось. Вообще мне почему-то трудно читать литературу на польском языке. Приходится буквально себя заставлять.

Reply

td_41 December 14 2013, 19:45:11 UTC
Верно, польско-русский вопрос самый политизированный, даже по-моему, больше, чем русско-германский.
Возможно, в Вас исподволь вырос полонофоб на современной русофобской истерии и поэтому язык стал препятствием?)))
Но исторически тема, конечно, интересная.
Не может здесь со стороны Польши быть такого комплекса - вписанная в Российское спящее государство и имея с другой стороны деятельную Европу, она считала себя евроэмисаром для России, реформатором, не осознавая её величины и инерции пространств и климата, и это было противоречием?

Reply

marubeni December 14 2013, 20:03:33 UTC
Да, во мне живет ужасный полонофоб, но только лет пять. ;)
А вот проблема с чтением началась почти сразу же. Есть такой анекдот, что чешский язык придумали пьяные поляки, а польский - пьяные русские.
Вот и мне польский язык, если честно, порой кажется полным недоразумением. ;)

Да, поляки издавна считали себя частью европейского и католического мира, а византийскую Русь считали ниже себя, хотя изначально поляки тоже были православными. Думаю, Россия всегда притягивала поляков, ее необозримые просторы, неисчислимые богатства и широта русской души действуют магически. В любом книжном магазине - масса изданий, посвященных России и СССР (разумеется, все в одном ключе - антисоветском и довольно русофобском). Но тем не менее Россия как магнит манит поляков.

Reply


Leave a comment

Up