Click to view
)(
Click to view
Послесловие
Если определить для себя цель этой передачи, то у меня возникло подозрение, что хитрый Третьяков, сознательно постоянно купируя заикания об экономике, решил протестировать философское сообщество смогут ли они исследовать надстройку без исследования базиса.
Это как бы в контексте моего любимого образа, с которым я сравниваю современную философскую науку, за редким исключением, конечно.
Это образ размонтированного ядерного реактора, с сохранившейся обвязкой.
И вот специалисты трудятся над ней, посылая управляющие сигналы в никуда и пытаются из хаоса шумов выловить несуществующий ответный сигнал.
Снова наслаждалась Кургиняном, его реплики были блестящими, хотя совершенно неожиданный для меня и очень точный упрёк он получил от самого смутного философа.
Что его явно поразило.
Если попробовать ответить самой на вопрос передачи - что есть постмодернизм, я бы сказала так.
В середине девятнадцатого века экономическая модель частного капитала перестала работать, закончилось экстенсивное развитие на вновь осваиваемых рынках.
Войны, конечно, несколько смягчали эту проблему, но войны вещь и затратная и периодическая.
Они, конечно, обновляют и рынки и сферу приложения частного капитала, но экономика всё равно деградирует, несмотря на островки развития.
И вот здесь возникла политика постмодернизма, которую я определяю как расширение рынка через дезорганизацию социума.
Ничего конструктивного в ней, конечно нет, это попытка задержки исторического развития, никакой отмены государств она не породит, поскольку неизбежно сменится следующей ступенью цивилизационного движения - коммунистической фазой с плановой экономикой на общественной форме собственности на средства производства.
И первой ступенью в этой фазе будет именно госкапитализм.
И вот в этих новых отношениях собственности будет строится и новая мотивация отношения человека, в первую очередь, к труду, поскольку обязанность человека трудиться является его главной и неотъемлемой обязанностью на земле, .
Труд - это алгоритм существования человечества.
И все эти разговоры о полностью свободной личности являются наукообразным сумеречным словоблудием, поскольку невозможно освободить человека от его главной цивилизационной обязанности.
И в этом понимании труд не будет повинностью и принуждением, а будет естественной необходимостью.
Из общества постмодернизма естественным путём родиться ничего позитивного не может, это вырождающееся общество.
Но а нём неизбежно должен родиться мощный протест, поэтому властной элите стоит подумать как не доводя до массового бунта, сменить экономический курс.