ОБ АЛГОРИТМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Jan 31, 2013 23:15

Оригинал взят у sl_lopatnikov в Как создать инфраструктуру?
.
Я совершенно ясно обозначил проблему: в той системе экономики, которая создана в России, попытка сколько-нибудь крупных вложений в инфраструктуру угробит эконономику.

Проблема в том, что процессы, экономические в том числе, имеют то, что называется ХАРАКТЕРНЫЕ ВРЕМЕНА.

Если характерное время выплаты денег, свзанных со строительством инфраструктуры МНОГО МЕНЬШЕ, ЧЕМ ВРЕМЯ ИХ ВОЗВРАТА В БЮДЖЕТ (банки, неважно) - а это ттак и есть! - с точки зрения мгновенной реации экономики (то тесть на временах гораздо меньше времени возврата)возвратом можно пренебречь вообще.
[Spoiler (click to open)]

Просто если вы тратите 1 доллар в день, а возврат идет со скоростью 1 доллар в год, то события в течение месяца после начала выплат будут равзиваться так, как если бы никакого возрата не было. То есть точно так же, как при чистейшей эмиссии. А за месяц произойдет столько всего, что возврат денег вообще может стать несущественнен навседга. Ибо если за месяц раскрутится инфляция - а она раскрутится, - то производство рухнет до того, как деньги от инвестиций в инфраструктуру вернуться в сколько-нибудь заметном количестве.

Что люди не понимают? - Как всегда: фактора времени. Распространенное возражение: вложения в инфраструктуру - это же не эмиссия, откуда же инфляция?  - Что свидетельствует лишь о полном непонимании работы экономки во времени.

Не люблю аналогий, предпочитаю точные формулировки. Но если люди не понимают процесса качественно... То как объяснять-то?

Природа инфляции не абстрактная "глобальная эмиссия", а избыток денег в данном месте в данное время. С точки зрения реакции рынка совершенно неважно откуда эти деньги пришли здесь и сейчас: были ли они напечтаны, извлечены из матрацев, отпущены из бюджета, получены в кредит - воображайте дальше на здоровье - важно одно: здесь и сейчас сложился сумма денег здесь и сейчас выросла по сравнению с здесь и вчера. Если эти деники не встретили своевременно соответствующего потока товаров, но сегодня цены здесь будут выше, чем вчера. При этом, где-то там, скажем в моске, деньги могли даже и сжечь - то есть общая сумма их в большом "резервуаре" могла да хоть уменьшится. Здесь и сейчас это ни на что влиять не будет до тех пор пока общее сокращение денег не дойдет - а на это время нужно.

Короче, чтобы пояснить, что локальный (во времени и/или пространве) избыток денег способен вызвать локальную инфляцию вне зависимости от наличия-отсутствия глобальной эмиссии, вожно взглянуть на круговорот воды в природе, как пример "безэмисионной системы" - количество воды в прироже постоянно. Но наводнения, мягко скажем, случаются. Даже и катастрофические. Как же так? Количество воды постоянно, а  "инфляция уровня воды" - пожалуйства?

Надеюсь, после моих объяснений доже школьник поймет: наводнение возникает локально, если локальная способность утилизировать (перенаправлять) избыточный поток воды оказывается недостаточной: дождик добавляет воду быстрее, чем канализация успевает ее освоить. Типа "из труды А втекает... Из трубы Б вытекает"... какой это класс?

"Безэмиссионные" инвестиции вы можете рассматривать как дождик. А с чем сравнить эмиссию? - Да с таянием антарктических и гренландских ледников. Процессы, на первый взляд, разные, но кому от этого легче, если эффект один?

Еще раз. Вложения в инфраструктуру инфляционно не менее опасны, чем прямая эмиссия. Причина - экономическая динамика, которую, насколько, мне известно, мало где изучают.

Но... Но вне сомнений, инфраструктура нужна. Есть ли выход? - Повторю. Точно не знаю. Проблема носит характер структурной ловушки, о чем я писал.

Хочу заметить, что даже многие экономисты плохо понимают экономический смысл, например, оборонной промышленности... В условиях ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА потребительских товаров и услуг, она играет роль стабилизатора экономики именно потому что обеспечивает вброс "дефицитных" при перепроизводстве денег в экономику. То же относится к любым инфраструктурным отраслям: во времена Франклина Рузвельта
мосты строили чтобы ОЖИВИТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС.

Специфическая проблема России в том, что в России нет кризиса перепроизводства. НЕТУ. Поэтому, на Запад тут оглядываться бессмысленно. Между их кризисом и российским кризисом общее только слово "кризис". Но это - противоположные кризисы. Пример тупости российских экономистов из той же серии - это их постоянные заклинания по поводу того, что на Западе-де сельское хозяство "субсидируется"... Точно. Субсидируется... Но, есть маленькая разница:  на Западе фермерам платять, чтобы они ПРОИЗВОДИЛИ МЕНЬШЕ - то есть, чем жечь зерно, как жгли в тридцатые, им платят за то, чтобы его избытка просто не появлялось... А в России... Все строго наоборот!

Это кстати, к вопросу о мечтах Медведева о превращении России в аграрную державу: одним движение ключа пера , на Западе отменят субсидии и западные фермы завалят сельскохозяйственный рынок, точно так же, как в середине 70-х саудиты по просьбе верховных трудящихся завалили рынок нефти...

Я согласен с теми, кто "положил глаз" на строительство жилья. Да,  этот инфраструктурный товар реально нужен. Но как сделать так, чтобы вложения в строительство не вызвало инфляции? - Вариантов мало.

Можно сформулировать задачи:

1. Есть ли в России "неокрестьяне" 20-х, которых можно вытащить из "крестьянства" и бросить на стрительство инфраструктуры?
2. Можно ли платить "инфраструктурщикам" так, чтобы избыточные деньги, полученные ими не выкителись на потребительский рынок? - Двухконтурая система обращения, государственные квартирные талоны, еже что-то?
3. Окуда взять поток потребительских товаров и услуг, которые смогут покрыть избыточные "инфраструктурные" деньги?

И т.д.

Это изобретательские задачи. Велком.


Послесловие
Интересный вопрос поднял Лопатников.
Вопрос если не без-, то малоинфляционного запуска экономики.
Вопрос не простой в связи с тем, что советскую схему в условиях свободного рынка, в который нас чёрт угораздил влипнуть, использовать нельзя.
И надо отыскивать схему блокировки инфляции.
В обсуждении такого вопроса я участвовала и на хазинском форуме , где разговор шёл о схеме несчастного узника таиландской тюрьмы,  писала в своих постах, и тоже как  начальную точку выбирала инфраструктуру.
В граничных условиях задачи Лопатников прав.
Совершенно неважен источник инвестиционных средств, будь то бюджетные вложения, частные инвестиции, кредитные деньги или эмиссионные.
Инфляционный разбаланс будет определяться структурным несовершенством наших экономических останков, в которых напрочь отсутствует производство товаров народного потребления, как самых примитивных, так и высокотехнологичных.
Эта сфера рынка завалена дешёвыми поделками из Китая, с которыми конкурировать нам невозможно ни по стоимости нашей рабочей силы, ни по энергетическим затратам на производство.
Как не образовать резкий выброс на потребительский рынок зарплат от новых рабочих мест?
Чем блокировать эту денежную массу.
В предыдущих обсуждениях я предлагала начать со строительства жилья в малых городах, которые совсем гибнут от распада градообразующих предприятий.
И развивать их по кластерному принципу, начиная с жилья.
Набрав рабочий коллектив из нуждающихся в жилье или его расширении.
С договором предоставления конкретной квартиры, как в советских кооперативах
Платить зарплату не полностью, а по договорённому минимуму, перечисляя остальную сумму на лицевой счёт работающего, которым он будет в рассрочку расплачиваться за жильё.
Начинать с коллектива профессиональных строителей, параллельно принимая на работу учеников, можно открыть в городе ПТУ, или оно уже есть.
Таким образом, будет создаваться профессиональный строительный трест, который будет брать подряды на строительсто социальной инфраструктуры - жилых домов, школ, детсадов, спорткомплексов, центров культура, ведь у нас на периферии всё разрушено.
Да, строителям не удастся сразу поднять свой уровень жизни, но у них будет гарантированное жильё в близкой перспективе без кредитной переплаты и гарантированная работа.
Планировать и строить производства строительной отрасли, хотя бы не местного, но небольшого регионального масштаба, чтобы сократить затраты на перевозку стройматериалов.
Или восстанавливать и реконструировать старые.
Очень важно в каждом конкретном случае находить перспективное направление для организации производства товаров народного потребления, которое по каким-то обстоятельствам может конкурировать с дешёвым импортом.
К примеру, в лесных регионах строить мебельные фабрики, здесь может быть выигрыш за счёт домашней древесины и сокращения транспортных расходов.
Использовать традиционные производства типа стекольных, фарфоровых, фаянсовых, керамических производств, имеющих традиционную эстетику.
Поскодьку время дешёвой китайской пластмассовой посуды должно закончиться с осознанием её вредности для здоровья.
Работники вновь запущенных производств также могут вовлекаться в квартирную рассрочку, отчисляя существенную часть зарплаты на свой накопительный счёт.
Таким образом можно обеспечить либо мгновенный возврат значительной части инвестированных денег, либо, если это бюджетные средства, просто сократить инвестиции, делая безналичный взаимозачёт.
Так на задаче улучшения жилищных условий можно будет, развивая сопутствующее производство товаров, развивать межрегиональную торговлю, которая будет наполнять рынок наряду с импортными товарами, где-то их возможно вытесняя.
Наполняемому потребительскому рынку уже не так страшна будет увеличивающаяся по мере выкупа квартир зарплата.
От себя бы желала в первую очередь вытеснения с нашего рынка жуткого пластмассового китайского лука, который нам в этом году испортил все овощные заготовки своим мерзким вкусом.
Это, конечно, мнение экономического дилетанта, но мне оно кажется небезосновательным.

малые города, развитие, государство, рабочие места, жильё, строительство

Previous post Next post
Up