29 апреля 2017 года
Click to view
Послесловие
Если отвлечьсЯ от темы физического старения культовых зданий, в силу невостребованности и незначительной художественной ценности, не вписывающихся в живой ооганизм эпохи, а потому не подлежащих реставрации и реконструкции, есть ещё одна важная сторона вопроса, касающегося религии.
Это меняющаяся роль религии в человеческой цивилизации.
Абсолютно не претендуя ни на какую наукообразность, попробую порассуждать на уровне мироощущения.
Чему только не поклонялся человек - и каменным истуканам, и явлениям природы, и небесным светилам.
Но знания накапливались и постепенно человек осознал, что независимо от того, что вокруг сего вертится, неважно на чём стоит, всё то, что на земле происходит, связано с разумом и делами самого человека.
Несовершенного, но от этого не менее великого.
И люди обожествили человека.
Нескольких, регионально им близких, наделив качествами совершенными во всех отношениях.
А дальше на основе этих обожествлённых в полном соответствии с контекстом периода капиталистической цивилизации возникли институты управления обшеством, совмещённые с извлечением прибыли, поскольку без прибыли в капиталистической реальности никакая структура существовать не может и это привело к обрастанию идеологии оплачиваемыми ритуалами.
Прорастание института религии в общество было настолько велико, что на протяжении всей истории церковь соревновалась с государством за верховную роль.
К изумлению, надо признать, что этот процесс не устарел до наших дней.
Но также справедливости ради следует констатировать, что и для капиталистического государства церковь всегда была подпоркой, а в современных условиях стала так просто костылём.
Движение прогресса, безусловно, не было линейным графиком, наверно существуют его математические интерпретации, но качественно, я думаю, его можно сопоставить с
показательной функцией, график которой долго пологий, а потом резко взлетает ввысь.
Вот так и прогресс, долгий период медленного накапливания, а затем "количество резко переходит в качество".
И наука объяснила не только строение мира, статус Земли во Вселенной, но и то, что разум не может существовать без материального носителя, которым является в данном контексте физическое тело смертного человека, поэтому, образ Бога есть фигура умозрительная, сказочная.
Но прогресс и движется узким слоем и меняет мышление тоже в этом узком слое.
Мышление масс, не саязанных с участием в движении прогресса, меняется очень инерционно, если этим не заниматься целенаправленно.
Советский атеизм возник не на пропагандистской работе, хотя на первых порах это, видимо, и было как стимуляция познания, а на высоком уровне образования и аоспитания.
Атеизм не отрицание религии как таковой, а научный взгляд на мироустройство и понимание как исторической неизбежности религии, так и завершённости её цивилизационной роли.
И в советское время процесс шёл именно в этом направлении, религия уходила из сознания, а невостребованные культовые здания, имеющие художественную ценность, переходили в музейный статус.
Возникший в новокапиталистической России всплеск религиозных настроений не есть ренессанс, а очевидный регресс, расщепляющий сознание наложением несовместимых понятий.
И эта опора государства, утратившего идеологическое воздейстаие на общество, на церковь однозначно требующая снижения уровня образования, создаёт отрицательную обратную связь в обшественном регрессе.
Видимо, скоро мы сведём образование до европейского уровня, где уже всё так плохо, что предлагается отменить оценки, а в вузы принимать по жребию.
Возможно, это новостной фейк, но очень близкий к реальности.
Что сейчас питает церковь?
Мода, лицемерие, конъюнктура, социальное неустройство, возрастные изменения на фоне отсутствия медицины.
Всплеск религиозности это признак очень социально больного обшества.
Бизнес-структура церкви пухнет, обирая культуру, паразитируя на нездоровом сознании бедняков.
Подминает под себя культурные проекты советского периода.
Лично для меня непреодолимой претензией к РПЦ является уничтожение уникальеого бассейна "Москаа", одного из знаковых сооружений советской эпохи, не имевшего мировых аналогов.
Оцените красоту оды бассейну "Москва":
"Я вырос в Перово, и «Москва» - это самые прекрасные годы моего отрочества. Тогда мы понимали лишь одно: в самом центре Москвы есть потрясающе таинственное место, над которым в мороз висит пар, и куда так сложно попасть. Представьте: темная Москва, освещенный прожекторами бассейн, пар над водой, на голове сосульки, а с «Красного Октября» доносится запах карамели и шоколада. Но я не скучаю по бассейну. Просто не могу вычеркнуть из своей жизни важное детское
воспоминание."
Эти прекрасные слова написал не ностальгируюший совок, а протоиерей Алексей Уминский в 2016 году.
Да, он уже не скучает, он саоё от советской страны полусил сполна.
Но зато следуюшие поколения этого счастья лишил.
А ради чего?
А ради водружения на его месте громоздкого купеческого сундука.
Для меня лично главным художественным образцом периода востребованности религии является Церковь Покрова на Нерли, удивительно сочетающая гармонию природы, эстетического изящества и интимности, органически сочетающейся с истиной верой.
И уж никак не эти монстроподобные соборы, набитые толпой, вдыхающей дурманный дым и млеющей под речитативы неясных текстов.