СМИ: Минфин России предлагает снизить пошлину на нефть до нуляМинфин считает дальнейшее снижение пошлин на нефть и нефтепродукты неизбежным - оно может поэтапно продолжиться после 2018 года, а к 2025 году пошлины могут быть обнулены, пишет во вторник газета "Ведомости" со ссылкой на директора налогового департамента Минфина Илью Трунина.
Обсуждать график и параметры Минфин намерен в 2018-2019 годах, когда проанализирует последствия трехлетнего налогового маневра.
Пошлина на сырую нефть в этом году составляет 42%, к 2018 году будет снижена до 30%, одновременно налог на добычу полезных ископаемых для нефти вырастет с текущих 775 до 918 рублей. Также до 30% будут снижены пошлины на светлые нефтепродукты (для дизельного топлива сейчас 48%, для бензина - 78%), на темные, наоборот, вырастут (с 76 до 100%).
"Пошлины должны быть экстренным способом реагирования, а не частью налоговой системы", - приводит доводы Минфина Трунин, а сейчас это не только доходы бюджета, но и, по сути, форма субсидирования нефтепереработки: пошлина сдерживает внутреннюю цену на нефть. Еще одна форма поддержки - разница между пошлинами на сырую нефть и нефтепродукты, что стимулирует экспорт нефтепродуктов, а не сырой нефти.
Стоимость нефти снижается на ожиданиях сохранения переизбытка на рынке
Стимулы сработали плохо: средняя глубина нефтепереработки остается ниже 75% (на большинстве западных НПЗ - выше 90%), а средняя доля мазута - до 30%. Минфин всегда считал это прямыми потерями бюджета, говорит замминистра финансов Сергей Шаталов.
Отмена пошлин может произойти и быстрее, но 2025 год - крайний срок, продолжает Трунин: сейчас в режиме свободной торговли ЕАЭС есть изъятия (квоты и компенсации пошлин), к 2025 году их снимут - помощь Белоруссии, нефтепереработка которой субсидируется, возрастет. Кроме того, опасаются чиновники, Белоруссия может еще и установить при экспорте за пределы ЕАЭС пошлины ниже российских и российским компаниям будет выгоднее экспортировать нефть через Белоруссию. Такой режим совершенно нелогичен, резюмирует Трунин.
Послесловие
Переходная эпоха, в которой мир пребывает уже век, характеризуется остановкой экономического развития.
Частный капитал остановил оборот, поскольку мировой рынок сбалансирован по предложению и платёжеспособному спросу.
Развитие не только закончилось, экономика падает независимо от многообразия мер по дотационной поддержке спроса.
Всё более тревожные звоночки раздаются из разных, вполне благополучных регионов, вот и из Китая пришла информация о снижении кредитной ставки.
Экономика переходной эпохи имеет смешанный характер, в котором пристствуют оба типа базисных отношений - частный и государственный капитал.
Частный капитал более не вносит инвестиционного вклада в реальное производство, ограничиваясь сферой услуг и торгового посредничества.
Частные производственные активы в условиях падвющих мировых рынков функционируют только при бюджетной подпорке и льготном налогообложении.
Скудеющий бюджет России вынужден давать послабления сырьевым экспортёрам, мотивируя их на инвестирование переработки сырья.
Тришкин кафтан российского бюджета трещит по швам, неся на плечах частный капитал, социалку, оборонку и в дополнение к этому, военные расходы в непрерывно стимулируемых мировым капиталом локальных конфликтах, в которые перманентно втягивает Россию.
Участие в зарубежных проектах, конечно, необходимо, но характер их разовый и носит больше имиджевый оттенок.
Хрупкое равновесие мировой экономики держится на триаде "доллар, ФРС, МВФ".
При всех спекулятивных издержках реальной альтернативы этой системе нет и в интнрнсах страны пользоваться ей необходимо, лавируя а допустимом коридоре возможностей.
Но это не позволит провести реиндустоиализацию экономики, для этого нужны параллельные меры и без введения внутренней неконвертируемой валюты, по максимуму безналичной, не обойтись.
Иначе весь пар риторики "развития" уйдёт в гудок бюджетного содержания частного капитала.