Qрай-рай. Маленький отпуск, или большой выходной. 2

Jul 27, 2013 15:34

Курай, часть 2.



Утро встретило дождем. Всякому ясно - погоды нет, и не будет. Горы затянуты облачностью. Что ж, лишняя возможность отоспаться и адаптироваться. Скатались в Кош-Агач закупиться продуктами и сувенирами, вечером как положено - За приезд, За погоду, За Курай, За полеты... Сходили с Андрианом пообщеться с дельтапланеристами, у которых там проводились соревнования. Ничего себе парни там погоду ломают! Спортсмены, чо.
Следующий день погодой опять не порадовал: небо затянуто плотной низкой облачностью. Тем не менее, на своем погодоразведкомобиле подъехал Ильич и посоветовал нам не напиваться раньше времени и никуда не уезжать. И правда - ближе к полудню небо расчистилось до ослепительно-голубого, а оставшиеся облака стали упрямо подниматься, открывая обозрению старт. Во второй половине дня поехали наверх: склон оказался ожидаемо влажным, ароматно пахнущим разминаемыми зубастыми колесами грузовика травами. Все же, слишком влажно пока - по небу расплылись кляксами жирные «сырники» кучевых облаков, своим видом не суля ничего хорошего. Первым под очередную «котлету» прыгнул Саша Исаев из Томска, долго с очень большим сносом сновал по неверным пузырям ленивого влажного воздуха, и таки открутился - пошел на маршрут. Мы же ждали более выгодных условий и дождались: ветер дунул в спину. В ротор прыгнул я и сел на чайном поле, и Тимур - он почти сразу после старта наткнулся на мощнейший отрицательный лифт и по-парашютному угнездился на склоне. Остальные поехали вниз на машине.
Следующий день был значительно выше, но избыточная влажность ночной росы сулила переразвитие. Днем тенденция стала очевидна: в соседней, южной долине, формировались высокие грозовые облака, которые, достигнув большой высоты, размазывались по всему небу и закрывали прогрев. Стартуем. Впереди по маршруту тень от такой грозы, народ низами ломится туда. Я таки накрутил метров 200 над стартом, и, вися над «мозгами», решил пережидать, пока тень развалится. Периодически внизу стартовали дельтики , которые что-то пытались крутить, тем самым показывая места, где искать поток, и повышая мои шансы дождаться-таки солнца. В это время попытался поснимать с ГоПро на палке, но в воздухе было тревожно и не преуспел. Зпихнутая кое-как в подвеску после очередной оплеухи неровного воздуха камера выскользнула, и повисла на стрховоной стропе в полутора метрах ниже меня. Так и летал с болтающейся под подвеской палкой - некогда подобрать.
Наконец, над покрытым редеющей тенью стартом начали опять зарождаться облака, и я пошел туда. Не особо преуспев в наборе непосредственно над стартом, протягиваю к стоящей над ним горе. Подергивает, явно рядом поток. И вдруг - чувство невесомости! Желудок меняется местами с сердцем, вижу перед собой на уровне головы повисшую в невесомости камеру с ослабшей веревочкой. "Хьюстон, у нас проблемы" (ц)  Крыло удалось удержать, и оно обмякшей, но сохранившей форму тушей зависло над головой, недоуменно шелестя. Спустя бесконечные две секунды - рванулось, ринулось  вперед. Притормозил-отпустил-остановил раскачу-выдохнул. В первый, но не последний раз за день возникла предательская мысль: "а может, нуевонафиг?!" Наконец, сначала неуверенно, а потом все более настойчиво запикало, раскрутил до нервической, но бодрой семерки. Высота больше 4х абсолютки, вот уж и космы рядом, пора выходить. Наметил направление, по компасу прошил нижние космы насквозь.


Картина с высоты немаленькой на сегодня базы открылась красивая, но тревожная: рабочая кучевка живет только в горах. Долина же, покрытая рядеющей тенью, рабочими облаками похвастать не может. Тут и там по рельефам пестрят выживающие дельтики и немногочисленные парапланы. Ладно, высота есть - переходим.
Переход был мертвенно спокойным, не возникало ни малейшего желания не только крутить, но даже замедлиться. Повод подобрать-таки камеру, и закрепить к подвеске понадежней. Просвистел почти до самого входа в ущелье, где к тому времени начали пробиваться пока что несмелые после недавнего гнета соседней грозы облачка. Немного покрутился в крепчающем потоке - и вот я под базой, а в направлении желанного Кош-Агача раскинулась аппетитная улица облаков: лети - не хочу. Однако, не тут то было: на подлете к середине ущелья эти манящие облачка превратились в ослепительные вертикальные башни наверху, и пунцовую серую мглу внизу. К тому времени меня нагнал по трассе Ильич - все наши уже расселись, и он решил вести меня с земли. На мой озадаченный вопрос «что делать-та?!» невозмутимо ответил: «дуй по краешку освещенного участка. Почувствуешь, что начало засасывать - удирай в светлое небо». Как вечером желчно комментировал этот совет Тимур, «иди между булок, как почувствуешь что проваливаешься - линяй»
Уже на выходе из ущелья пришел довольно низко к предпоследней треугольной, как пирамида, высокой горе - у рельефа взял довольно мощный поток. Над этими горами небо было чистым, а грозовая облачность висела гораздо дольше в горах, и сосала этот поток в себя. В итоге он оказался очень рваным, с диким сносом вдоль рельефа дальше в горы - он почти плоско стелился по плато на топе высотки.


Видя, какой катаклизм со спецэффектами щедро распахивает передо мной свои объятья в ближайшей перспективе, бросил к чертям этот кошмар как только стало достаточно высоты для преодоления каньона на выходе из ущелья - того, который выше крайней "пирамиды". Из каньона вышел почти пешком по краю острой дальней его кромки, потом были долгие выживания прямо над плато второго сверху яруса в рваных пузырях +3 -3, с матами сквозь зубы: заботливый Тимур начал без устали вызывать на связь с посылом типа "привет как дела :)". Думал, уж не выберусь. Тем не менее, мало что может развивать крепость духа, терпение, и настойчивость эффективней парапланеризма. Сливаясь вдоль рельефа, уже без высоты добрался до приметной родины восходящих потоков - ретранслятора на небольшой горочке. Искал потока там, но ничего так и не находилось. Не успел отчаяться, как получил ободряющего пенделя от Ильича, и еще разок пройдя вдоль гребня, наконец нашел поток. Уже ближе к базе, на совет Ильича: "почувствуешь усиление подъема - линяй", смог более-менее спокойно ответить: "+7 выровнялись до +4, набор продолжаю)"
После ретранслятора летелось хоть все еще тревожно, но куда как легче: уже привычно пробираясь самым краем грозы, еще по светлому, я даже смог пофотографировать происходящее вокруг.




Идущая позади гроза позволила дойти до Кош-Агача практически без наборов, с огромным запасом высоты, но все же с оглядкой на развивающийся позади кошмар.

Точку брал на долете, развернулся - и шел в обратном направлении 60кмч почти без акселя, пока летится. Далеко было не улететь - упирался в грозу, и сел спиной вперед. Скоро запихали с подоспевшими ребятами запутавшийся в невнятный ворох тряпок и веревок параплан в пончик, и под начавшимся дождем поехали домой. Наконец-то я прилетел в заветный Кош-Агач, на третью свою поездку в эти места! Сегодня в воздухе было на редкость страшно, тревожно - более половины из своего трех с половиной часового полета пришлось лететь стиснув зубы, сжав кулаки - и прочие страхочувствительные места, и бороться - с погодой, с собой, с усталостью и холодом. И все-таки, сделал это!
 Дневные чаянья ребят о ледяном горном ручье с водопадом под палящими лучами горного же солнца накрылись не менее горным медным тазом - а точнее, изливающими дождь обложными грозовыми тучами. Бесконечно проклинаемый и поздравляемый друзьями, растекся на заднем сиденье, смакуя блаженную слабость во всем теле, и наслаждаясь тем, как пропитанное высотной холодиной тело помаленьку согревается. В лагере ждет коньяк, который здорово занял всех нас на весь вечер:  грозовой дождь шел добрых три часа - до самой темноты.

Продолжение С...

отчеты, горы, Друзья, путешествия, выезды, выходные

Previous post Next post
Up