Немного о восприятии - с той же приставкой, что и в слове "восхождение". О восхождении к восприятию.
Есть в Израиле города, которые следует признать стилеобразующими. В первую очередь к таким относится Тель-Авив с его духом свободы, сиесты, мажорной тональности бытования и легкого обормотства.
Как и любой большой (в метафизическом смысле) город, Тель-Авив неоднороден. Внутри города есть места напряжения и прорастания стиля. Сегодня, в связи с одной неожиданной, но характерной находкой, хочется поговорить об улице Шенкин.
Здесь все - чуть-чуть особенное. Большую часть здешних магазинчиков можно назвать клубами по интересам. Ничего общего с практичностью их товар не имеет и иметь не собирается. Товар можно условно поделить на милые глупости и тяжелые расстройства клинического характера. Разница - в цене. С такими местами надо совпасть - настроением, темпераментом, устройством личной ментальной модели со всеми ее отклонениями от нормы - чтобы четко войти в его тайные пазы всеми своими личностными штырями и выступами. Вы переступаете порог, и позвоночник холодит ощущение, что вас втягивают в изысканно-опасную игру.
Особую выразительность придают улице манекены. Из трикотажных серых треников со штанинами, завязанными в узлы, получается отличный шарф. Из босоножек можно, оказывается, сложить шляпку. Из влюбленности в стиль жизни и музыку определенных лет возникают винтажные лавки. Все продавцы здесь - чуть-чуть снобы. Если вам не по нраву их товар, значит, вы чего-то не понимаете, не улавливаете стиль. А если вы не чуете стиль, зачем вы тогда вообще свернули с конформистской и всеядной Алленби на эту улочку? Алленби рассекает слоеный пирог Тель-Авива, размывает стиль. Алленби - это дорога к морю и больше ничего. Одежда с Алленби могла бы стать секретным оружием Армии обороны Израиля: в этой продукции надо в психическую атаку ходить.
Судя по тому, как медленно меняется экспозиция в, пышно говоря, торговом зале, можно предположить, что продавцы с улицы Шенкин не спешат расставаться со своим товаром, медитируя в любимом антураже, и магазин зарабатывает на самом деле чем-то другим. Для Тель-Авива вообще характерно это ощущение - зарабатывания неизвестно чем. Немного тайны, немного скрытой иронии, поигрывание ключами от тайных комнат - возможно, обители греха. А эти милые местечки - для отвода глаз.
Стиль - это обостренное чувство собственной индивидуальности. Вполне возможно, что магазинчики Шенкин возникли из личных коллекций и влюбленностей. Например, украшения, воплощающие дух Фриды Калло. Милые глупости, которыми хочется обставиться, увешаться, выйти на крышу и пить там что-нибудь зеленое с красным. Яркий пример - пластмассовые бусы с нанизанными девушками (пояснично-пупочным проколом). Высокий градус идиотизма концепции диктует цену, за которую при желании можно одеться с головы до ног, но - скучно. И вдруг вас настигает догадка: бусы похожи на жизнь Фриды, пронзенной когда-то в юности сломанной стойкой автобуса во время аварии и многие годы жившей в горизонтальном положении - прикованной к постели. Вы улавливаете ход мысли дизайнера, степень его вовлеченности и сопереживания? И обязательно найдется кто-нибудь, кто повесит эти бусы на свою шею, обременив себя ярмом круговорота нескончаемой боли Фриды Кало, перемежающейся короткими яркими вспышками ремиссии - оранжевыми солнцами морфинового болеутоления, позволяющими творить прекрасное - цветы, птиц и девушек в цвету. Эти дурацкие бусики драматичны до эпичности.