Я сам категорически против любых финансовых пирамид и считаю это настоящим мошенничеством. Но, то, что предлагается Минфином по меньшей мере безграмотно. Во-первых, отсутствуют потерпевшие и нанесенный ущерб, поскольку преступной объявляется сама финансовая деятельность, во-вторых, привлечение средств, когда выплаты дохода осуществляются за счет вновь привлеченных средств, вещь очень распространенная в нормальном бизнесе, да и просто в жизни (заняли в долг под проценты, а расплатились, перезаняв у кого-то еще)
Например, состав преступления в соответствии с поправками Минфина может быть обнаружен, в деятельности банковских и других кредитных организаций, в работе инвестиционных фондов, в операциях организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Вообще любая торговля ценными бумагами может попадать под понятие финансовой пирамиды, поскольку прибыль здесь образуется не из реальной экономической деятельности¸ а всвязи с ростом (или падением) котировок.
http://www.kommersant.ru/doc/2219995Любые операции по переуступке долговых прав и обязательств также могут стать преступлением. Особенно если слово «незаконные» будет исключено. Если же это слово останется, то применить норму будет практически невозможно, поскольку Гражданский Кодекс никаких ограничений в этой сфере не устанавливает, а значит, любые операции являются законными (что отмечено в заключении СК)
Я поражаюсь тому, насколько в наших ведомствах мало квалифицированных юристов и вообще слабо правовое сознание. Такие системные поправки в УК можно вносить только после тщательной экспертизы, получив заключение Верховного Суда РФ. Речь ведь идет о реальных судьбах множества людей и деловом климате в стране. А то ведь получается, с одной стороны проводится гуманизация УК в экономической области, и по амнистии освобождаются осужденные по экономическим статьям, а с другой появляются вот такие «перлы» которые могут стать не только рассадником коррупции, но и сведут на нет все усилия по улучшению инвестиционного климата. Тем более сроки заключения предлагаются, практически, как для насильников и убийц. (10лет)
Проблема пирамид, если к этому подойти грамотно, может быть решена очень легко и без всяких подобных правовых вывертов. Речь ведь здесь прежде всего не о деньгах, поскольку участники пирамид могут вкладывать и собирать не миллионы, а всего десятки тысяч рублей, но делать это на десятках и сотнях площадок. И вместе это связать не получится, поскольку получатели могут быть разными. Но у каждой пирамиды есть непременное условие, без которого она существовать просто не сможет, это определенное и обязательно растущее количество участников. Именно это и должно было стать отправной точкой для законодательных предложений, а не размер суммы. Поправки в тот же УК можно было бы сделать элегантными и не разрушающими нормальную предпринимательскую деятельность, и уж тем более не противоречащими Гражданскому Кодексу. Но к нашему Центру (ЭАЦ «Модернизация») за консультацией Минфин не обратился. Они такие умные и великие юристы, что им никакие советы, видимо, не нужны. А миллионы ни в чем не повинных людей будут потом по этим непроработанным нормам отбывать реальные сроки.. Я уже не говорю, что в этих предложениях есть прямые противоречия с нормами Конституции РФ, что может кончиться соответствующим процессом в КС.
Господа финансисты из Минфина, если Вы хотите что-то менять у уголовном праве, то посоветуйтесь, по крайней мере с юридическим сообществом и соответствующими специалистами. А то получится, что вместе с пирамидой Мавроди вы обрушите половину всей банковской, и иной финансовой деятельности ( Forex, любое перекредитование, лизинг, совместные инвестиции застройщиков и многие другие действия могут стать преступными в соответствии с новыми поправками)
В нынешнем виде эти поправки просто вредны и для экономики и для правовой системы, и от пирамид защитить не смогут. Просто вместо «мавро» будут продавать какой-нибудь фиктивный товар, ведь сетевой маркетинг - та же пирамида, а деньги вообще могут заменить вообще на бонусы, которые будут обналичиваться абсолютно легально через договора с банками или платежными системами.
Или придется запрещать и сетевой маркетинг, и все платежные системы в принципе.