где, черт возьми, япония?!?

Sep 07, 2016 09:09



когда я была студенткой, один мой приятель был уже целый аспирант. он отбывал педагогическую практику в школе. вдохновенно и самозабвенно, надо сказать, он это делал. а потом жаловался на учеников. представляешь, восклицал он, эти дети не знают, где находится япония! и все вокруг возмущенно втягивали воздух - это надо же! не знать, где находится япония. ай-яй-яй! образование катится к бесславному закату.

прошли годы.

положа руку на свой пыльный разум, я могу честно утверждать, что знаю, где находится япония. так же честно я могу признаться, что из африканских, к примеру, стран знаю, где находятся сомали, алжир и юар. все. столицу сомали не вспомню под пытками. раза три смотрела, через какие страны проходит экватор и благополучно забывала сразу же, потому что политическая карта мира висит на стене в соседней комнате, а интернет и вовсе под рукой в любом гаджете.

еще шерлок холмс утверждал, что эрудиция - это бессмысленный хлам. помните же про загроможденный чердак?

еще когда мы учились в школе, в воздухе витало некое соображение о бессмысленности голой эрудиции, если ее негде применить. сколько их там, этих знатоков в что-где-когда? 50 человек? а остальным что делать?

самый прекрасный пример применения эрудиции на практике - в кино. в сериале criminal minds есть очень молодой доктор всея наук, эрудит и всезнайка с феноменальной памятью. и вот там, в полевой чехарде расследования, его многия знания очень применимы на практике. не будем обсуждать фантастичность сериальной судьбы. я говорю о принципе - вот это счастливый человек. хотя и ему уже довольно тяжело тягаться с технологиями. кроме того, таких людей действительно единицы, а вот толковых операторов поисковых систем можно воспитать множество.

эрудиция, безусловно, хороша в педагогической среде. но парадокс! настоящих увлеченных эрудитов и всезнаек среди учителей - единицы. практически нет. обычно все пасутся в довольно ограниченных рамках своего предмета. и даже не предмета, а школьной программы по этому предмету. спросите школьного учителя английского языка, как будет по-английски, к примеру, "канарейка". или "кастрюля". или любое другое обиходное (!!!) слово, не влезающее в топик про грэйт британ. просто спросите и посмотрите, что будет.

мой любимый пример из жизни: учитель истории в нашей гимназии рассказывала о борзом абитуриенте, поступающем в седьмой класс. он заявил ей, что вообще не любит историю, а любит, наоборот, математику. она сказала ок, напиши-ка мне формулу суммы кубов. мальчик крякнул от удивления, а историчка пригвоздила его простой сентенцией - мол, ты думаешь, если я историк, то я не знаю математики?

большинство - не знают. (а ведь цель и смысл школьного образования - чтобы знали!!!)

а я и не говорю, что знать надо. гораздо более весомый педагогический эффект имеет не способность ответить на любой вопрос, а честное заявление: "не знаю, дети, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос вместе". или "давайте подумаем, как мы можем об этом узнать". вот это как раз стимулирует познавательную активность. тот самый учитель английского, озадаченный канарейкой, если не дебил, залезет в телефон и ответит. если честный и умница, скажет, что не знает, и даст ссылки на любимые онлайн-словари. большинство говорят "сиди спокойно, петров, не мешай, а то пойдешь к доске отвечать топик про семью".

сейчас на каждом углу кричат, что мы живем в мире сверхдоступной информации. что ученикам надо давать не рыбу, а сеть. то есть не знания, а навыки и умения эти знания получать. все кричат. никто не делает.

сейчас я думаю, что не самое важное в образовании, знает ли ребенок, где находится япония, или нет. может быть, ему это действительно ни разу в жизни не пригодится. важно, чтобы каждый взрослый (!) человек при необходимости мог японию на карте найти и какие-то выводы о особенностях японии, зависящих от ее географического и политического положения, сделать. в этом смысле в пятом классе знать номенклатуру карты, конечно, незачем. да и вообще, на фиг она не нужна в пятом классе. проходим грецию - ищем ее на карте. проходим индию - туда же. карта осознается постепенно и опосредованно. усваивается рефлекс: страна - карта - выводы. должен быть положительный таксис в сторону карты. что еще нужно? правильно, много путешествий с отслеживанием перемещений по карте.

вот буквально вчера тариэл услышал по радио, что муравьи не водятся в антарктике, гренландии и исландии. я говорю - надо же, в исландии нет муравьев. тариэл метнулся к карте, спросил, такая же холодная ли исландия как и гренландия. они там рядом. а я вообще вешала белье и мне было некогда, я выворачивала пододеяльник. я сказала, нет сына, смотри, она же зеленая. там горячие источники и все такое. поэтому там вполне можно жить. мимоходом, из-под пододеяльника и не под запись. и - о!ужас! - бессистемно. зато правда. посмотрим, вспомнит ли он об том через пару недель. или месяцев. или лет. когда там нам эта исландия еще попадется...

в ближайших моих планах - научить детей готовить. и освоить яндекс. у нас как раз висит проект о москве. вот, будем осваивать поисковики. а вчерась дети сами выясняли, как доехать на метро до речного вокзала. неспортивное ориентирование ))).

и фиг с ней, с японией, честное слово. кто бросил валенок на пульт?!?!

а в австралии карты перевернутые. все знают, конечно, но у меня каждый раз мозг мехом внутрь выворачивается.

принципы, семейноеобучение, шоделатькакбыть, тариэл, география

Previous post Next post
Up