Текст представляет собой сокращенный вариант статьи "Инновации и фальсификации в образовательном пространстве на примере альтернативных исторических теорий", опубликованной в 2011 году, в сборнике "Социальная онтология России".
В наши дни, в России наиболее распространенным стал такой вид фальсификации информации как создание так называемых альтернативных исторических теорий. Чаще всего определённому этносу приписываются разнообразные высокие достижения во всех сферах деятельности, древность культуры и прогрессивную роль в развитии всего человечества. Часто авторы используют для доказательства своей точки зрения цитаты из подлинных источников, вырванных из контекста. Если же подходящих источников нет в наличии, то многие авторы альтернативных исторических теорий (так же известны под названием фольк-хистори) часто идут на фальсификацию: могут сослаться на несуществующие научные исследования, археологические открытия, или вообще не указывать источники. Таким образом, фальсификации подаются под видом новейших открытий.
Так же чаще всего альтернативные исторические теории, которые авторы описывают как новейшие открытия, противоречат не только каким-либо аспектам официальной истории, но и вообще объявляют историческую науку ложной.По существу авторы не вносят свои методики в историческую науку, а отвергают саму возможность истории как процесса. Что в данном контексте может пониматься как манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации), и следовательно подпадать под список угроз информационной безопасности.
Несмотря на подобную критику альтернативные исторические теории весьма популярны как в России, так и других странах. Однако на протяжении ряда лет, после распада СССР подобные альтернативные исторические теории не встречали практически никакого отпора со стороны научного сообщества и к настоящему времени превратились в весьма значимые компоненты общественной мысли, пристрастие к которым особенно сильно питает подрастающее поколение россиян. К сожалению, популярность подобных учений среди молодёжи может негативно сказаться на развитии всего образовательного пространства Российской Федерации (под образовательным пространством понимается воспитательно-образовательная среда, насыщенная образовательными ресурсами, в которой проходит обучение и воспитание индивида). В то же время многие видные представители науки не стремятся к опровержению данных теорий в силу не восприятия их как реальной угрозы; не учитывая что на базе такого восприятия реальности, какое дает фолк-хистори, возможен отказ личности от принятия научной картины мира, а так же культурно-исторических и идеологических ценностей общества.
Представляется наиболее целесообразным не только сосредотачивать усилия на борьбе с фальсификациями в области исторической науки (и науки в целом), но и сделать упор на популяризацию в массах читателей подлинно исторической литературы. Ведь одной из наиболее весомых причин популярности подобных теорий отсутствие у населения способности критически подходить к материалу по причине отсутствия знания в данных областях науки, в силу сложности восприятия специализированной литературы и нехватки популярных научных изданий.