Галицкая Русь в борьбе за веру и народность

Jun 03, 2021 18:51


А. Белгородский

«Нива».- 1914.- № 42.

.

В 1772 году по первому разделу Польши Галицкая Русь была присоединена к Австрии, за исключением двух уездов, отошедших к России. В 1815 году и эти уезды были переданы Австрии, согласно постановлениям Венского конгресса.

Свыше четырехсотлетнее владычество Польши (1340 - 1772) оставило в жизни населения Галицкой Руси тяжелые, трудно изгладимые следы. Народ находился в состоянии полного порабощения, крайней бедности и забитости. Русское дворянство давно уже было здесь ополячено, хотя в домашнем быту иногда и употребляло еще родной язык. Постепенно подчинились польской культуре; и русское купечество и высшее духовенство. Только мелкие ремесленники, низшее духовенство и простой народ ("поп да хлоп",- по пословице галичан) оставались еще верны своей народности и православной вере.

Австрийское правительство на первых порах принимало некоторые меры к улучшению материального состояния разоренного галицко-русского народа. В 1782 г. крестьяне получили личную свободу, а в 1786 г. были значительно облегчены их прежние тяжелые повинности в отношении польских помещиков-панов. Русский язык также получил некоторый права гражданства. По местам были открыты народный школы, учреждена Львовская духовная семинария и в 1784 г. - Львовский университет в котором  студенты богословского и философского факультетов имели возможность слушать лекции на русском языке..



Но эта заря возрождения скоро погасла, и для многострадального народа Галицкой Руси началась новая тяжелая эпоха упорной борьбы за свою веру и народность. Край начать усиленно заселяться немецкими колонистами, вносившими всюду свою культуру. Поляки также начинают возвращать свое прежнее господство над русским населением. Католическое духовенство, вдохновляемое из Рима, забирает в руки устройство всей духовной жизни народа и при помощи лозунгов ведет усиленную пропаганду латинства и униатства. С этой целью в Львове учреждается униатская митрополия, находившаяся всецело в руках католиков и иезуитов.

Австрийское правительство начинает систематически преследовать в Галиции русскую народность, не признавая за нею никаких прав. К этому побуждала его опасность, на которую указывали некоторые немецкие ученые (Энгель и Гоппе), специально изучившие историю новоприсоединенных земель. Они обратили внимание правительства на то, что Галиция некогда входила в состав Киевского государства, а потому Россия всегда может предъявить на нее свои притязания. Вот почему не поддержаны и развитие, а систематическое истребление русской народности и связанного тесно с нею православия составляет с этих пор главнейшую задачу австрийской политики в отношении к Галиции до самых последних дней.

Начинаются прежде всего преследование русского языка, вместо которого всюду насаждается польский. Уже в 1816 г. львовский губернатор доносил в Вену, что "политические соображения не велят вместо польского распространять здесь малорусский язык, который составляет только наречие российского языка". Первым защитником русской народности в Галиции явился в г. Перемышле каноник Иван Могильницкий, ревностно заботившийся о народном образовании. Он, между прочим, желал учредить особое просветительное общество для издания и распространения в народе популярных книг. Сочиненный им устав общества хотя и был утвержден императором, но не получил санкции в Риме.

Несколько позже в защиту русского языка выступают питомцы Львовской духовной семинарии - Яков Головацкий, Маркиан Шашкевич и Иван Вагилевич, известные под именем "русской троицы". Они стояли во главе тайного кружка, поставившего себе целью: возрождены в Галиции русской народности, борьбу против полонизации и издания литературы на родном языке. В 1837 г. они издали на русском языке сборник стихотворений под заглавием: "Русалка Днестрова". Католическое духовенство усмотрело в этой невинной затее чуть ли не государственное преступление. По его проискам, правительство подвергло "Русалку" конфискации, а ее авторов - строгому преследованию. Кружок был разгромлен.

* * * *

Наступил 1848 год. Происшедшая в этом году февральская революция во Франции вызвала восстание и в Австрии, среди немцев, венгров, поляков и итальянцев. Помощь русского императора Николая Павловича спасла Австрию от гибели. Русские галичане остались в это критическое для монархии время верны императору и оказали ему большие услуги. В благодарность правительство дало русским галичанам некоторые льготы: крепостное право было совершенно уничтожено, для защиты прав русской народности было основано общество "Головная Русская Рада", для народного просвещения учреждена "Галицко-русская матица". Появилась и первая газета: "Зоря Галицкая". По образцу "Головной Рады" во Львове были открыты подобные же общества и в других городах (Стрые, Коломые и др.). В 1849 году последовало основание знаменитого Львовского "Народного дома", который явился центральным просветительным учреждением для всей Галицкой Руси. Весь народ участвовал в пожертвованных на его создание и дальнейшее содержание. Во Львовском университете была учреждена  особая кафедра русского языка, которую занял Я. Головацкий. Русский язык получил права гражданства как в средней так и в низшей школе. На первом заседании "Галицко-Русской школьной матицы" после долгих прений постановлено издавать для народа сочинения не на малороссийском наречии, а на общерусском  литературном языке.  Замечательны слова сказанные по поводу этого решения Я. Головацким: "Галичане этим постановлением открыли себе храм народного развития, который перестоит века, и который никакая сила ни сможет ни пошатнуть ни повалить".

В это же время Галицкая Русь торжественно заявляла о своем единстве со всем русским народом. Молодой ученый свящ. А.С. Петрушевич, в изданной на польском языке брошюре, открыто исповедовал, что "Галицкая Русь - малая часть нашей общей матери - Руси Нестора, наряду с Киевом, Новгородом, Суздальщиной, Северщиной и т.д." Другой ученый, историк Зубрицкий написал на литературном русском языке  "Историю Галичского княжества" в четырех томах. Между прочим, этим сочинением пользовался для своих научных трудов наш историк М. Погодин.

Охватившее всю Галицкую Русь общее народное движение, казалось, предвещало скорое и полное возрождение русской народности. Но уже в это время среди галицко-русской интеллигенции начинается раскол, окончившийся несколько позднее образованием партии "украйнофилов". Эта партия стоить за самостоятельность малорусского племени и полную отделенность его истории от Pocсии. Происшедший раскол для последующей жизни Галицкой Руси имеет роковое значение. Австрийское правительство и покровительствуемые им поляки умело пользуются им для достижения своей заветной цели - совершенно уничтожить в  Галиции русский языкъ и русскую народность. "Натравить русского на русского" ("Puscic rusina па rusina"), - вот лозунги всей дальнейшей политики Австрии и поляков в Галиции.

Обстоятельства не заставили себя долго ждать. В 1859 г. наместник Галиции, граф Голуховский, назначил особую комиссию , предложив ей устранить письменный русский язык и заменить его латинским. Насколько откровенны были при этом цели правительства, хорошо свидетельствуют слова, сказанные Голуховским при открытии этой комиссии: "Галичане до сих пор не сделали ничего, чтобы надлежащими образом обособить свой язык от великорусского, а потому за это вынуждено взяться правительство".

На этот раз попытка Голуховского не удалась, так как Вена еще не решилась встать открыто на сторону поляков и не поддержала своего наместника. Но это не помешало Голуховскому в том же году запретить своей властью печатать что-либо в Галиции на русском языке, допуская в типографиях лишь церковно-славянский шрифт. Для того, чтобы иметь возможность отрицать самое существование русских в Австрии, правительство объявило галицких русских людей особыми, не русским племенем. Оно долго не могло придумать названия для этого нового племени, называя русских галичан "русинами", "рутенами“ или "рутенцами“, позднее "украинцами", "мазепинцами", "руськими" (через "ь") или "рускими" (через одно "с").

Еще в 1848 г. губернатор Галиции Стадион заявили русской депутации: "Вы можете разсчитывать на поддержку правительства только в том случаи, если захотите быть самостоятельными народом и откажетесь от национального единства с народом вне государства, именно в России, т.-е. если захотите быть рутенами, не русскими".

Опасность, угрожаемая русской народности, заставила теснее сплотиться борцов - патриотов Галиции. Они смело и неустрашимо . продолжают заявлять о своем национальном единстве со всем русским народом. В 1866 году львовская газета "Слово", основанная М. Качковским, громко провозглашала: "Наступило время перешагнуть Рубикон и сказать откровенно, во всеуслышание: мы не можем отделяться китайской стеной от наших братий, от языковой, литературной, церковной и народной связи со всем русским народом; мы не рутены 1848 года, мы - настоящие русские". Еще более знаменательны слова священника Иоанна Наумовича, знаменитого печальника Галицкой Руси, сказанные им в Галичском сейме, в Деноже 1866 г.: "Сходства нашего языка с языком всей Руси не уничтожит никто на свете: ни законы, ни сеймы, ни министр!"

В 1867 году, после поражения в войне с Пруссией, в Австрии произошли большие перемены. Moнapxия получила дуалистическое устройство и превратилась в современную Австро-Венгрию. Река Лейта разделила ее на две части - Цислейтанию и Транслейтанию. В состав первой вошли области с немецким населением, а из славянских - Чехия, Моравия и Галиция, а вторую составили Венгрия, Трансильвания, Хорватия и Далмация. Каждая из этих двух частей получила свою конституцию и свое народное представительство: рейхсрат или Державную Думу в Австрии и сейм в Венгрии, для общих же дел империи (внешняя политика, армия, финансы) избираются особые делегации

Для Галицкой Руси конституционная жизнь не принесла никакой пользы. Поляки окончательно овладели краем, получив перевес и в Львовском сейме и в Венском парламенте. А русские галичане тратили, между тем, свои силы в междоусобной внутренней борьбе. В 1868 году украйнофилы основали общество "Просвіта", а в 1873 году "Товарищество имени Шевченко".

Оба эти общества, покровительствуемый и материально поддерживаемый австрийским правительством и поляками, носят явно враждебный характер для русского дела в Галиции.

Украйнофилы мечтают о создании особого, "самостийного“ украинского государства, простирающегося "от Карпат до Кавказа". В этом государстве должны поселиться все малоруссы, причем Киев будет объявлен столицей.

Свои идеи вожди этой партии распространяют посредством газет ("Діло", "Воля", "Руслан", "Свобода" и др.) и многочисленных книг и брошюр, которые в последнее время обильно вывозятся в наши южные губернии. В этих газетах и книгах ведется усиленная пропаганда борьбы с Россией и с русским правительством.

Умело пользуясь ожесточенной борьбой старо-русской и украйнофильской партий, австрийское правительство и поляки стараются создать в Галиции антирусскую Русь и раздуть пламя междоусобицы.

При этом поляки часто вспоминают завещание своего генерала Мерошевского, выраженное им в следующих характерных словах: "бросим огни и бомбы за Днепр, и Дон в самое сердце Руси; пусть разоряют, опустошают и губят Русь; возбудим ссоры в самом русском народе, пусть он разрывает себя собственными когтями; по мере того, как он ослабляется, мы крепнем и растем".

И действительно поляки вскоре получают новые важные льготы и преимущества. В 1869 г. польский язык приобретает в Галиции официальный характер в управление судопроизводстве и школе. Русскому языку была объявлена война не на жизнь, а на смерть, хотя ст. XIX основных австрийских законов и говорить о равноправии всех языков Mонapxии. Во Львовском университете, откуда за свои руссофильские идеи еще в 1866 году был удален проф. Я. Головацкий, с 1871 г. Воцарился польский язык. Наконец в том же 1871 году австрийское правительство в угоду полякам создает в Вене особую должность министра Галиции, с предоставлением ему права защиты и расширения польских интересов.

Над Галицкой Русью нависли новые, еще более грозные, тучи... К великому благу, она имела в это время не мало славных защитников, истинных патриотов, которые самоотверженно вступают в неравную борьбу с врагом. Среди них на первом месте нужно поставить Михаила Качковского (1802-1872) и о. Иоанна Наумовича (1826-1891). Первый всей своей жизнью и всем своим имуществом пожертвовал на защиту русской народности и православия в Галиции. Отказывая себе в самом необходимом, Качковский сберег значительный капитал, который завещал Народному Дому на дело просвещения галицко-русского народа. Основанная им в 1861 г.  во Львове газета "Слово" в течении 27 лет неустрашимо боролась за права русского народа в Галиции, его исконную веру и народность. Отправившись в 1872 г. в Россию, Качковский здесь скончался и был похоронен в Кронштадте.

Но память о нем живет и свято хранится в Галицкой Руси. В 1875 г. о. Наумовичем было основано "Общество имени Качковского", на знамени которого были начертаны следующие слова: "молись, учись, трудись и трезвись". Широкая и плодотворная деятельность этого просветительного общества распространилась по всей Галиции. Она выразилась въ учреждении многочисленных народных читален, число коих в последнее время достигало 1.500. и в издании, в тысячах экземпляров, популярных брошюр и книг в защиту веры и русской народности. Многочисленные члены этого общества, среди которых не мало насчитывается и женщин, ежегодно собираются на торжественные собрания. Со всех концов Галицкой Руси стекаются тысячами pyccкиe люди на эти собрания , как на национальный праздник, объединяющий их в неравной борьбе с врагом.

Личность о. Наумовича принадлежишь к числу самых популярных в Галиции . Она всегда будет служить ярким примером энергичной и плодотворной патриотической работы для народа. Среди русских галичан о. Наумович чтится, как новый Моисей, выведший народ из рабства невежества. С его именем связано основаны популярной газеты "Русская Рада", популярного журнала "Наука", учреждение целогo ряда народных читален, издание многочисленных полезных книг и брошюр, устройство ссудо-сберегательных касс, братств трезвости, общественных магазинов, пасеки и многое другое. Лучшая из галицко-русских газет. издающаяся во Львове "Галицкая Русь", так характеризует его значение, как народного писателя: "Наумович был творцом галицко-русской энциклопедической литературы, составляющей эпоху в литературном и культурном развитии галицко-русскаго народа. Он указали народу путь к высшими идеалами, и галицко-русский народ всегда будешь называть Наумовича своими просветителем.

Он научил народ его историк научили любить свою церковь, обряд, землю, вывел народ из тьмы и указали путь к достижению цели, а своими основательными церковно-историческими статьями оживил церковную жизнь и твердо и неутомимо отстаивали независимость и достоинство церкви".

Общественно-политическая деятельность о. Наумовича, как депутата Львовского сейма и Венского парламента, была направлена к защите прав русского народа. В 1882 г., по поводу присоединены к православию жителей прихода Гниличек, он был привлечен вместе с другими русскими патриотами к судебной ответственности и обвинен в государственной измене.

Отлученный папой Львом XIII от церкви, лишенный сана и прихода, преследуемый иезуитами и поляками, о. Наумович в 1885 г. перешел в православие и последние годы своей жизни прожил в России, где был сначала епархиальным миссионером в г. Киеве, а затем приходскими сельским священником. Его перу принадлежишь громадное количество сочинений.

Некоторые из его популярных рассказов выдержали несколько изданий. Таковы "Псалтырник", "Заветные тополи", "Христианские добродетели", "Как в простоте люди живут" и др. Умер о. Наумович 4 августа 1891 года в г. Новороссийске, куда онъ отправился с целью личного ознакомлены с вопросом о галицко-русской колонизации на Кавказе. Прах его покоится в Киеве, на Аскольдовом кладбище.

Из других деятелей, ревностно защищавших права галицко-русскаго народа, заслуживают упоминания Добрянский, Дедицкий и Мончаловский.

* * * *

Вернемся к последним историческим судьбам Галицкой Руси. В 1890 году последовало окончательное соглашение поляков и украинцев, положившее начало так называемой "новой эры". Результатом этого союза был новый натиск на русский язык, введение в 1892 г. фонетики и собрате особого украинского жаргона, представляющего собой смесь польского, немецкого, малорусского и даже латинского языков. Прекрасный народный pyccкий язык был изуродован и обратился в какое-то неудобоваримое месиво. "Квестія", "колумнія", "денунціація", "донація", "субвенція", "кавція", "праця", "квота", "мова" - вот немногие перлы этого нового языка, который австрийское правительство старается насильственно, помимо желания народа, ввести в школе, суде и управлении. Цель этого ясна, и она не скрывается авторами фонетики или кулишовки, как ее зовут в Галиции по имени выписанного из России украйнофила Пантелеймона Кулиша. "Фонетика отделяешь Галицкую Русь от остальной Руси",- вот что писал в Вену польский наместник Галиции , Бобржинский.

Началось сильнейшее гонение на все, что считало и называло себя русским. Но русская народная партия и при новых тяжелых условиях не падала духом и не складывала своего оружия. Лишенная в 1894 г. школы, откуда был совершенно изгнан русский язык, она основываешь общежития -„бурсы", в которых русские дети изучают по вечерами родной язык, русскую литературу и историю и воспитываются в русском национальном и церковном направлении.

В 1899 года русская народная партия еще раз торжественно исповедала, на основании науки, действительной жизни и глубокого убеждения, национальное и культурное единство всего русского народа и признала своими плоды тысячелетней культурной работы всего русского народа. В защиту русского языка и русской народности велась в последит годы борьба и в Венском парламенте, где некоторые депутаты (Марков, Глебовицкий) требовали для русского языка правь гражданства наравне с прочими языками монархии .

Присланные в 1908 году в Львовский сейм и Венский парламент многочисленные (около 70.000) петиции отдельных лиц и обществ о признаны за русскими языком в Галиции прав гражданства в школе, администрации и суде, были оставлены австрийским  правительством без всякого внимания и ответа.

Напротив, правительство устами своих министров и наместников в Галиции продолжало публично отрицать существование в Австрии русской народности и принимало все меры к тому, чтобы раздавить здесь русское национальное движение, оживившееся особенно после славянского съезда в Праге (в 1908 г.).

Массовый переходи униатов в православие, наблюдавшийся в Галиции в последние годы, вызывали жестокие религиозные преследования до самых крайних пределов. Аресты, штрафы, всевозможные обвинения в шпионстве в пользу России, запечатание православных храмов, насильственное, при помощи жандармов и войска, прекращение богослужения , варварские издевательства над православными - вот обычные явления в жизни многострадального народа Галиции . Так много нашумевший Львовский процесс, происходивший в феврале настоящего [1914] года, поведали всему мipy о тяжелом, бесправном положении русских галичан. Вдохновителем и главными виновником религиозных гонений православного духовенства и населения Галицкой Руси является Львовский униатский митрополит граф Андрей Шептицкий, взятый ныне в плен и привезенный в Россию . Будучи послушными орудием в руках иезуитов, он ревностно вводил в униатское богослужение католические обряды и обычаи. Известно, что уния всегда служила для католического духовенства удобными переходными мостом к латинству. Более сорока тысяч униатов-галичан, не выдержав религиозного гнета, бежало из Галиции и нашло себе приют в Северной Америке, где они все поголовно бросили унию и присоединились к православию. Это служить лучшим доказательством, что уния была навязана им путем обмана и насилия католиками. Душою же они были всегда преданы православию, исконной вере их отцов и дедов.

На ряду с религиозными преследованиями происходили в последние годы гонения на русские школы, вышеупомянутые бурсы, служившие последними культурными очагами для русского населения. Правительство посылала вооруженные силы для их закрытия, при чем находимый при обысках школьных помещений учебные книги и пособия на русском языке конфисковывались, а портреты национальных русских писателей (Гоголя, Пушкина, Толстого и др.) рвались в клочки.

Положение русских детей, вынужденных, за неимением своих, посещать польские школы, было ужасно. В 1910 г. польский учитель Грейс так избил кастетом русского мальчика Михаила Коханчика, что тот скончался в страшных мучениях от воспаления мозга. И это за то, что он прочел "Отче наш" по-славянски, как его выучила русская мать. Перед этим тот же Грейс выбил кулаком глаз сестре Коханчика, за то же самое. Оба преступления остались безнаказанными. И такие случаи не единичны. Издевательства и истязания русских детей в низших и средних школах Галиции были в 1910 г. предметами обсуждены в нашей Государственной Думе. Между прочим, по поводу мученической кончины Мих. Коханчика в Казанском соборе была отслужена панихида, на которой присутствовали члены Государственного Совета и Государственной Думы, представители Академии Наук, различных славянских организаций и множество учащейся молодежи. Епископ Холмский Евлогий сказал прочувствованное слово, тронув молящихся до слез.

В таком печальном и жалком состоянии находилась Галицкая Русь в последние годы. Украинская партия, напротив, пользовалась со стороны австрийского правительства, во главе с убитыми наследником престола Францем-Фердинандом, явным покровительством и поддержкой. Она получала для пропаганды своих идей значительный субсидии не только в Вене, но и в Берлине, откуда шло главное вдохновение австрийской политики.

В благодарность за это вожди украинской партии не раз заявляли, что Австрии не нужно держать жандармов в Галиции, так как они сами будут истреблять "москвофилов" и указывать их полиции .

Все это ясно говорить о том, что гонения на православную веру, русский язык и русскую народность в Галиции представляют собой только один из моментов вековой борьбы германского мipa с славянскими, всегдашнего натиска немцев на Восток. С этой точки зрения и украйнофильское движение необходимо рассматривать, как жертву тонко сплетенной дипломатами Вены и Берлина. И теперь на поле брани решается этот міровой, исторический вопрос.

Previous post Next post
Up