Фонды - кормушки для руководства

Sep 14, 2019 12:32

КАК ХОРОШО БЫТЬ ГЕНЕРАЛЬНЫМ, КАК ХОРОШО БЫТЬ ГЕНЕРАЛЬНЫМ…

"Как хорошо быть генералом", бодро насвистывал утром в ванной своего замечательного загородного дома генеральный директор Н-ского фонда, разглядывая в зеркале чисто выбритые щеки своего упитанного лица.

Да, хорошо быть генеральным директором какого-нибудь фонда, которому наше правительство щедро отвалило деньжат из бюджета. Все эти фонды, создаваемые под благовидными предлогами эффективного распоряжения средствами, выделяемыми для выполнения различных государственных программ, фактически являются кормушками для руководящего состава и других правильных людей. Получив в свое распоряжение бюджетные средства, фонды сразу же начинают обустраиваться: хорошие офисы для работы, чтобы сразу было видно, что там не абы кто работает, обеспечение автотранспортом, обычно класса "люкс", безвозмездные ссуды на жилье, хорошо оплачиваемый отдых, лечение, дорогие командировки и прочие мелкие радости жизни. Руководители назначают себе более чем хорошие зарплаты, которые существенно увеличиваются за счет различного рода бонусов, часто выписываемых за липовые успехи. Так, например, огромные средства, полученные из бюджета, кладутся на депозиты в банках, и получаемые проценты объявляются прибылью, из которой руководители щедро выписывают себе огромные премии. Когда на них наезжает прокуратура, утверждая, что эти премии незаконны, руководство фонда кое-как отбивается, предъявляя формальные основания для назначения таких премий. Если же прокуроры настаивают на своем, можно поделиться и с прокурорами. А что, денег много, хватит на всех.

Показательный пример - Фонд содействия реформе ЖКХ, созданный в 2007 году. Как раз в следующем году началось декларирование доходов должностных лиц, занимающих высокие посты. И вот выясняется, что Цицин, генеральный директор Фонда, за 2008 год получил 16 млн. рублей, огромные деньги в то время. Тогда же какой-то депутат Госдумы возмутился: как же так, многие министры правительства декларируют годовые доходы в размере 2-3 млн. рублей, а тут целых 16 миллионов. Скандал, вспыхнувший по этому поводу, быстро угас, после того как Медведев, бывший тогда президентом, доходчиво объяснил, что руководители фондов распоряжаются огромными средствами, и чтобы принимать эффективные решения, нужны высококвалифицированные специалисты, труд которых следует высоко оплачивать. Позже эту позицию подтвердил и следующий президент, отвечая на вопрос о космической зарплате Сечина.

Кстати, генеральная прокуратура, проводившая тогда проверку Фонда ЖКХ, предложила: во-первых, сократить зарплаты и премии членам правления "c учётом существующих реалий" (имелся в виду кризис 2008 года); во-вторых, "прекратить практику оплаты расходов командированных лиц по фактическим затратам" (хорошо устроились ребята); в-третьих, урезать список работников фонда, которые могут летать в командировку бизнес-классом и жить в люксах. Наконец, в-четвёртых, подумать о расторжении трудового договора с Константином Цициным, гендиректором. То есть, по предложениям прокуратуры видно, что руководство Фонда, получив в свое распоряжение огромные средства, быстро потеряло берега, у них просто снесло крышу от немеряных денег. Правда, после наезда прокуратуры руководители Фонда несколько умерили свои аппетиты, генеральный директор вроде бы даже вернул начисленную ему премию, и в следующих декларациях размеры его доходов существенно уменьшились. Однако вряд ли эти люди живут на одну зарплату. Сейчас у нас ведь сложилось такое положение, при котором каждый руководящий сверчок считает, что ему причитается доля от бюджетных средств, которыми он распоряжается.

Что же касается утверждений обоих наших президентов о том, что людям, распоряжающимся огромными бюджетными средствами, следует платить много, чтобы они грамотно и добросовестно выполняли свою работу, то здесь можно сказать следующее. Это все хорошо в теории, а в жизни часто получается так, что чем больше у чиновников зарплата, тем выше у них аппетиты, тем больше становятся взятки и откаты. Многие из них это люди такого типа: чем больше доходы, тем больше им не хватает на жизнь. Опять же следует учитывать неприятный момент: чем выше зарплаты на таких постах, а также связанные с ними различные привилегии и возможности побочных доходов, часто несравнимых с официальными, тем больше эти посты притягивают к себе непорядочных людей, для которых главное - это пробиться на привлекательные должности, позволяющие распределять бюджетные средства и управлять денежными потоками. Здесь компетентность и профессионализм отодвигаются на задний план, а вперед выходит неудержимая пробивная сила и умение рекламировать себя и свои достижения, даже когда их нет.

Короче говоря, фонды, так же как и госкорпорации и прочие аналогичные бизнес-структуры, создаваемые министерствами для распоряжения бюджетными средствами, представляют собой прежде всего кормушки для их руководящего состава, с теплыми местами для родственников, хороших знакомых и прочих "хороших" людей. По большому счету пользы от этих фондов мало. Взять хотя бы фонд "Сколково" Вексельберга. Достижения фонда не видны и не слышны, но выделенные огромные средства в нем успешно осваиваются.
Previous post Next post
Up