Иж-Ода - зеркало российского автопрома (15 лет назад)
Это был мой первый автомобиль. Купил я его в 2001 году. Стоил он недорого, кажется, 3300 долларов (наверно порядка 100 тыс. рублей). На мой взгляд, выглядит машина неплохо. Хотя заявленный клиренс у нее составлял всего 165 мм, однако благодаря высокому переднему и заднему свесам она могла хорошо преодолевать бугры и колдобины. На этом достоинства Оды заканчиваются. Ниже описываются возникшие дефекты и проблемы этого автомобиля.
1. В 2001 г. по Москве висели рекламные плакаты, восхвалявшие оцинкованный кузов Оды. При покупке менеджер автосалона сказал, да, кузов оцинкованный. Через несколько лет выяснилось, что это обман. Кузов начал ржаветь по порогам и кромкам дверей.
2. Когда я покупал Оду, прав у меня еще не было, и я попросил приятеля перегнать ее из салона в гараж. Когда мы проезжали по Кутузовскому проспекту, приятель переключил передачу, и внезапно рычаг переключения передач остался у него в руке: конец рычага не был закреплен в гнезде, и он вывалился. Однако приятель не растерялся, и сунул рычаг обратно, так что мы смогли более или менее нормально доехать.
3. Изначально не было обогрева заднего стекла. Купил стекло с обогревом, и мне его поставили. Обогрев включался и выключался кнопкой. Выключением зажигания он не выключался. Неоднократно я забывал его выключить, и аккумулятор за день (или за ночь) сажался в ноль. Что интересно глубокий разряд аккумулятора мало сказался на сроке его службы (аккумулятор отечественный).
3. Когда я начал ездить на Оде, то обнаружил, что у машины замечательная динамика: она очень быстро разгонялась до скорости 100 км/час. Прямо спорткар какой-то, и это при мощности двигателя 75 л.с. Однако когда мы с приятелем поехали летом на рыбалку на Ахтубе, он посчитал нашу скорость по километровым столбам (навигаторы GPS тогда еще не были распространены), и выяснилось, что реальная скорость автомобиля в 1,5 раза ниже показаний спидометра. Как это получилось у заводчан, непонятно. В автосервисах мне ничем не смогли помочь, так что я стал вносить поправку в показания спидометра. Дальше больше. Как-то возвращались в Москву с рыбалки на Ахтубе, смотрю на спидометр, и не вижу скорости. Пригляделся, стрелка спидометра слетела с оси и упала вниз. Прикольно. Дальше скорость я определял примерно, по тахометру. Когда проезжали Калмыкию, нас остановили гаишники за превышение скорости в населенном пункте. Гаишники там суровые. Показал им спидометр. Поржали, отпустили без штрафа.
4. Примерно через год после покупки внезапно забарахлило сцепление. С трудом добрался до дома. Купил импортную "корзину" (недорого, порядка 1,5 тыс. рублей), мне ее поставили, больше сцепление не беспокоило.
5. Как-то поехали на Волгу под Тверью позагорать-покупаться. На обратном пути меня тащили на буксире: вышел из строя термостат системы охлаждения двигателя.
6. Возникали проблемы с карбюратором. Однажды двигатель стал рычать, и из глушителя повалил черный дым. Чистка, регулировка.
7. Лопнула опора двигателя (всего их, кажется, три). После замены зашумела коробка передач.
8. Неоднократно переставал работать звуковой сигнал (нарушался контакт в рулевой колонке), отказал стоп-сигнал (кнопка на педали тормоза). Отказывала система омывания лобового стекла (несколько раз менял моторчик подачи омывайки). Также пришлось менять радиатор печки системы отопления салона.
9. Перед началом движения нужно было в обязательном порядке прогревать двигатель, особенно зимой. Вытянешь подсос, двигатель ревет на больших оборотах, затем подсос понемногу убираешь. В морозы прогреваться надо было 10-15 минут. Без прогрева двигатель просто не тянул. Как мне объяснили, на холодном двигателе большие зазоры между поршнями и цилиндрами, и поэтому нет компрессии.
10. Анекдотический случай. Как-то во время одного из посещений сервиса слесарь покрутил руль и сказал, что люфт большой, и надо бы поменять рулевую рейку. Я это запомнил, и как-то в плане подготовки машины перед дальней поездкой на рыбалку решил провести эту замену. Купил новую рейку, мне ее поменяли. Выезжаю за ворота сервиса и не могу ехать. Руль ходит очень туго, и в определенном положении "закусывает". Вернулся обратно, слесарь говорит, я тут ни при чем, это все новая рейка. По моей просьбе он снял рейку, поставил старую. Я оплатил две стоимости демонтажа-монтажа рулевой рейки и поехал на авторынок сдавать бракованную запчасть. Хорошо, что продавец брак признал, деньги вернул. Самое смешное, что я потом со старой рейкой проездил еще несколько лет без всяких проблем. После этого еще больше утвердился в мысли: если большой нужды нет, не надо ничего менять (когда ищешь лучшее вместо хорошего, рискуешь найти для себя проблемы).
Были еще технические проблемы, что-то подзабылось. Короче, машина скучать не давала. Что можно сказать: я из поколения советских "терпил", поэтому все неисправности воспринимал как должное. После Оды купил Опель Корса (производство Испания). Отъездил четыре года, никаких проблем не было. Странно. Следующей машиной был Ниссан Кашкай (производство Великобритания). Та же история. Единственно, надо было вовремя пополнять запас топлива и омывающей жидкости. Сейчас мы видим, что АвтоВаз выпускает все новые модели легковых автомобилей. По техническим характеристикам и оснащению они вполне на уровне аналогичных моделей иностранных производителей, а цены у них пониже. Интересно, как сейчас с надежностью у отечественных автомобилей? Стоит ли их покупать?