Есть такая штука, называется культура... А чтой-то вы хватаетесь опять за пистолет? ©
Я когда машину веду, никогда радио не слушаю. Потому как впечатлительная очень. От того, что в этом радио говорят, иногда хочется все побросать, в том числе руль и педаль тормоза, и заорать всем организмом "БЛЯЯЯЯЯЯЯ!!!". Так что ну его нафиг. Себе дороже.
А у Филиппыча нервы крепкие. Он что угодно выдержит. Вот недавно тоже в пробке слушал и мне потом рассказал. Попалась ему какая-то передача, где случайно выбранные слушатели соревнуются по части общей эрудиции. Им задают вопросы - они отвечают. Кто больше правильных ответов дал, того и тапки. В смысле - майка там с логотипами или билеты на концерт. Так вот, пока Филиппыч продирался сквозь Ярославку, двоим претендентам было задано по десять одинаковых вопросов, из которых они ответили не более чем на четыре. Претенденты были довольно молодые - моложе тридцати, точно. Выяснилось, что оба они не знали:
как называется столица Австралии;
что такое Этна и где это находится;
кто написал "Собачье сердце".
Помнится, в одной из прошлых жизней довелось мне принимать у платных студентов экзамен на "остаточные знания". Целью экзамена было проверить, что осталось у студента в голове после того, как собственно учебный курс у него оттуда выветрился. Оценку рекомендовалось ставить таким образом: если пациент молчит как партизан и краснеет как новобрачная - три, если пытается что-то вякнуть - четыре, если произносит хотя бы два связных слова по теме вопроса - пять. В общем, если исходить из этих критериев, оба претендента на приз от радиостанции наговорили на твердую четверку. Судя по всему, они честно пытались забыть вообще все, чему их когда-то учили, но по каким-то причинам - надеюсь, уважительным - им это не вполне удалось.
По поводу вышеизложенного могут быть разные мнения. Ах, скажут одни, какой ужас. Как это можно не читать Булгакова и в глаза не видеть географической карты. Куда, вообще, катится мир. Вот мы в наше время. Да фигня, скажут другие. Народ в массе своей безграмотен, так всегда было и всегда будет. Просто раньше мы не имели возможности непосредственно наблюдать уровень развития конкретных дяди Васи с тетей Клавой, а теперь у каждого - интернет, мобильник, все блага цивилизации, и каждый может хоть до посинения звонить на радио в надежде что-нибудь выиграть, а потом оставлять на сайтах сообщения со словами "встречатся", "гениколог", "вообщем" и "координальный", нисколько этого не стесняясь.
Я бы тоже, между прочим, к этим другим с удовольствием присоединилась. Но - не могу в силу объективных обстоятельств. Потому что как раз на днях брат мой Мишаня в своей богадельне по части физических наук провел некий эксперимент, к физике непосредственного отношения не имевший. А именно - задал коллегам один и тот же вопрос, примерно как на радио, только не про Этну, а про Кейптаун. Что такое и где находится. Выяснилось в результате следующее:
подавляющее большинство респондентов, успевших родиться до восьмидесятого года, ответили правильно;
респонденты более поздних лет издания вместо ответа поминали неприличное слово "Google" и тут же рвались к ближайшей информационной сиське.
И это вам не рядовые радиослушатели, а ученые-физики. Аспиранты. Местами даже кандидаты наук. Все - поголовно - из приличных семей. В наше-то время даже в приличных семьях детей учили без особого фанатизма - ну там, музыка, или фигурное катание, или шахматы какие-нибудь, и все. Даже уроки родители проверяли далеко не у всех. Теперь - не то. Все - поголовно - учатся в школах с соответствующим уклоном, посещают кружки, секции, факультативы, подготовительные курсы и занимаются с репетиторами. Иначе вообще никуда не поступишь, даже в первый класс. Это же ужас, сколько музыки, тенниса и английского языка приходится человеку принять внутрь, чтобы стать со временем аспирантом, а затем и кандидатом при каких-нибудь науках. Физико-математических, например.
В чем дело - не пойму. Ведь реально гораздо меньше, по сравнению с нынешним положением дел, мучили нас образованием, и в то же время не было никаких проблем по части общей эрудиции. Что ж получается - у всех этих занятий КПД не то что нуль, а вовсе даже отрицательная величина? Или это такой закон природы, одно из проявлений гомеостазиса (сорри, прошу прощения за нецензурщину), то бишь вселенского равновесия - чем интенсивнее в ребенка напихивают знания, тем быстрее они выветриваются? Или - страшно подумать - обо всех этих вещах (ну там, литература-география и прочая ботаника) детям даже и не рассказывают, все равно в жизни не пригодится?
Оно конечно, ученому-физику географию знать не обязательно - на то есть извозчик таксист в автомобиле, машинист в поезде и пилот в самолете.
И таблицу умножения не надо знать. Для этих целей у нас имеется калькулятор.
И правила грамматики. Ибо вордовская проверка правописания. К тому же я только в сети как попало пишу, а по работе очень даже грамотно.
И книжки художественные читать не обязательно. Время только тратить.
***
Сегодня я тоже нечаянно радио послушала. На этот раз не было никаких конкурсов, розыгрышей и страшных трудных вопросов. Просто один из ведущих на "Эхе Москвы" сказал, среди прочего, следующее:
- ...потому что для них члены Конституционного суда - это буквально небожители, персоны нон грата.
И, блин, до чего же хорошо, что за рулем была не я.
А вот интересно было бы его спросить, что такое Кейптаун и где оно находится. Ответит или нет?
А вы ответите? Только честно. Без информационной сиськи.