Рустем Хайретдинов·
21 февраля 2016 г. Пару раз в неделю кто-то обязательно рассказывает мне про прелести жизни в США и Канаде. Аргументы отточены - «свалившие» и преуспевшие соотечественники, включая Брина (россияне) и Кума (украинцы), личный восторженный опыт турпоездок или корпоративных кик-оффов на оба побережья с посещением Каньона, Ки-Веста, игр НБА и НХЛ, общения с уехавшими одноклассниками, которые нормально так устроились - домик с бассейном, Тесла или Эскалейд, отдых на Багамах, каталка в Кордильерах, дети в частных школах. Часто ещё прямо с телефона показывают вакансии с сайтов: смотри, за мою же работу там платят вчетверо. И всё - чистая правда, с фотками и пруфлинками. Люди искренне считают, что там рай, а здесь ад.
Давайте зеркально представим американца, рождённого в 70-х. Живёт он не на побережье, а в одном из flyover state, аналог «замкадья». Компания его, скажем, нефтяная, сократила штат, банк забрал домик с бассейном, пенсионный фонд его родителей обанкротился и пенсии им не хватает, дети закончили провинциальный университет, но не могут найти работу, а уже надо отдавать немаленький кредит за образование. У него самого от переживаний открылась язва желудка и последние сбережения уходят на врачей, поскольку страховку компания больше не оплачивает. Он не может найти работу и пропивает остатки выходного пособия в дешёвом баре с бывшими коллегами, рассказывая им про лучшую страну в мире.
В детстве, в конце 80-х во время Перестройки в СССР он по обмену был в Артеке и видел сотни счастливых детей, с которым потом много лет переписывался. Летел он через Москву и был в восторге от Красной площади, Золотого кольца, Ленгор с МГУ и смотровой, а особенно - от отзывчивых людей, на удивлении сплошь говорящих по-английски. Ему настолько понравилась страна, что уже студентом в 90-х он приехал ещё раз - теперь уже с посещением Байкала и Камчатки. Охота, рыбалка, посиделки с водкой и вкуснейшей едой - оленина, омуль, икра ложками, загадочная русская душа и новые друзья. Он даже начал учить русский, но потом закрутился и забросил.
Его однокурсник, самый раздолбай на курсе, поехал на работу в Россию в инвестиционную компанию и получает сотни тысяч долларов в год. Наш герой один раз даже ездил к нему в Москву «нулевых» и убедился, насколько в России всё доступно владельцам твёрдой валюты и обладателям американских паспортов - кокс, девчонки, 200 км/ч по ночному Кутузовскому, стрельба из танка на полигоне, охота с вертолёта и все радости, абсолютно недоступные дома. Однокурсник, кроме основной работы, мутил ещё какой-то бизнес с русскими друзьями и ни за какие коврижки не хотел возвращаться на скучную родину. Россия казалось ему страной неограниченных возможностей, где деньги валяются под ногами и надо только нагнуться, чтобы их поднять. Вернулся наш герой заряженный обещанием друга найти хлебное место, начал снова заниматься русским, но жена не захотела ехать и он опять забил.
С однокурсником, старыми и новыми российскими друзьями, и даже с артековскими пионерами он восстановил связь через соцсети и регулярно смотрит на их фотки с Байкала, Тая или Мальдив, на их каждый год новые тачки и загородные дома, похожие на небольшие замки. Он показывает эти фотки бухим друзьям, рассказывая, что «там рай, а здесь ад». И ведь хрен ему докажешь, что он-то как раз живёт в раю, о котором мечтают тысячи россиян.
К чему это всё я? Рай и ад у нас внутри, мы возим их с собой, куда бы мы не поехали. Я видел счастливых иракцев в разбомбленной стране и хронически несчастных рублёвских содержанок, в день тратящих больше, чем счастливые и гордые иракцы за всю свою жизнь. Давайте будем счастливы здесь и сейчас, «завтра» и «там» может просто не наступить.