Белецкая, Чечина - Верю! Судьба!

Sep 02, 2010 14:13


Жанр антиутопии стал вполне закономерной трансформацией утопии, когда человечество столкнулось с реальными предпосылками социальных и техногенных катастроф, способных разрушить цивилизацию. Сценарии многочисленных разрушений богато представлены русской и зарубежной фантастикой и кинематографом. Вспомнить хотя бы такие блокбастеры как День независимости и После завтра.


Страшное социально-политическое будущее нам почти достоверно иллюстрируют такие антиутопии как Оруэлл 1984, Замятин Мы, Чапек Война с саламандрами. В последнем романе, который все же более социальный, чем научно-фантастический, человечество само взрастило оружие свое погибели и применили его те же люди, создав расу разрушителей мира.

Однако даже Оруэлловский 1984 хоть и наводит на страшные мысли о тоталитарном будущем, где человек превращается в винтик страшной машины подавления, но все же дело происходит в настолько неправдоподобном мире, что читателю не особо и страшно.

Ныне популярный роман Глуховского о постапокалипсическом мире, где люди живут в московской подземке интересен и наводит на многие размышления тех, кто читает его путешествуя в метро. Но во многих романах подобного толка срабатывает эффект фильма ужасов, где слишком страшное не кажется реальным. Мозг просто закрывается от него, не хочет принимать.

Роман Белецкой и Чениной Верю, судьба! хоти и можно отнести и к жанру научной фантастики, и к жанру антиутопии, но описываемый там мир настолько похож на наши родные реалии, что с психикой как раз происходит вещь обратная - она бьет тревогу: да так может быть, да так уже почти стало.

Мир романа Верю, судьба! страшен своей узнаваемой правдоподобностью. Те же панельные дома, те же люди с русскими именами, бесцельная работа и повальный алкоголизм от безысходности. Но в этом мире, как ни странно, царит мир. Воевать не с кем. Разве что со своими гражданами. Бывшая наша страна полностью перешла под власть крупных корпораций, которые подобно средневековым феодалам поделили ее на свои домены, в которых как и в средневековье, да что в средневековье, в крепостной России, творится жесткое самоуправство поместных князьков.

Проработав в молодости в компании с жесткой корпоративной культурой, я еще тогда понял, что дело не ограничится проверкой личной почты, тотальным доносительством и штрафом за минуту опоздания на рабочее место. Все может быть гораздо хуже.

В мире Верю, судьба! корпоративная идея доведена до своего апофеоза. Родители продают своих детей корпорациям и дети им благодарны, что их продали на хорошее перспективное место. Стариков и больных подвергают эвтаназии. Наследственная корпоративная элита похожа на средневековых королей, где умный сменяет дурака, но по сути это ничего не меняет. И самое страшное, что нет никакого сопротивления, подобного бунту героев Оруэлла и Замятина. Не много же надо человеку для счастья. Работа, еда, брак (с согласия корпорации), и выпивка и наркотики после трудовых будней. История полностью вымарана. Есть история корпорации, истории страны нет и быть не может. Свободомыслие не может быть рождено в мире, где не помнят своих корней, где нет вообще понятия культура (музыка, литература, философия, театр). Или может?

В мире все-таки остается добро, пока в нем живы сказки и легенды. Этого все-таки вымарать нельзя никаким корпорациям, это же память народа. И когда легенда оживает. Пусть странная и нелепо-наивная - о людях, которые когда-то могли летать, то у мира появляется надежда. Пусть крохотная, пусть мизерная, но надежда.

Герои романа люди своего страшного времени. Они не представляют иного мира, они не представляют другой жизни и не понимают как может быть иначе. То что их мир ошибка, страшное стечение обстоятельств они понимают лишь тогда, когда им удается посмотреть на него сверху, с высоты птичьего полета.

Но в одночасье мир нельзя исправить. В романе Обитаемый остров братья Стругацкие убедительно доказали, что революция - это всегда боль, это смерть. А медленные изменения общества - это прогресс. Так же Стругацкие неоднократно заявляли, что именно изменения системы воспитания может спасти  общество, или изменит
ь его к лучшему.  И это может быть панацеей для любого больного общества, но отнюдь  не мгновенной.

В книге, не смотря на ее острую социальную актуальность есть все составляющие, формирующие целостный интересный роман: динамичный сюжет, интрига, любовь, яркие узнаваемые герои. Однако финал романа далек от хэппи энда и дает много пищи для размышлений. И после прочтения последних страниц читатель должен задать себе невольный вопрос, подобно латинским мудрецам: Quo vadis?

Куда мы идем? Если мы только допускаем разговоры о легализации наркотиков и эвтаназии. Если мы считает, что жизнь человека складывается удачно, когда он занял место в престижной корпорации, где его способности, его  талант, его молодость продается по фиксированной цене, но отнюдь не такой как он на самом деле стоит.

Герои романа четко понимают разницу между сами собой и нами, их прошлым. И разница эта велика: у нас есть выбор. Да же нет, у на ПОКА ЕЩЕ есть выбор.

Книги пока не издана, но ее электронную версию можно найти в интернете. 
Данная ссылка на электронную версию книги дана с согласия обоих соавторов

Белецкая, Ченина - Верю, судьба! 

место, музыка, власть

Previous post Next post
Up