Как на татарский концерт меня пригласили и что из этого стало...

Mar 16, 2015 10:28

"Сандугач" - сургутский вокально-хореографический ансамбль, о существовании которого знают далеко не все жители нашего города. Потому что он представляет в своих выступлениях татарскую культуру, а ходить на мероприятия "других русских" у нас как-то не модно.
Концерт, который прошел в Городском культурном центре 15 марта для меня был открытием совершенно другого мира мыслей. Билингвизм, сценические движения, самобытность... но обо всем по порядку.



Возраст участников ансамбля колеблется от пяти до пятидесяти восьми лет. Зал был полон зрителями и почему-то мне кажется, что не только родственниками выступающих, но и людьми, которые хранят семейные традиции и не отказываются от своей Родины. В Сургут ведь нечасто приезжают с выступлениями татарские артисты, культурно насыщаться можно, пожалуй, только на общих собраниях и на ежегодном июньском фестивале "Соцветие". Певцам и танцорам ехать далеко да и неизвестно, много ли придет на тебя посмотреть незнакомых людей, окупятся ли билеты. "Сандугач" решил эту проблему своим появлением еще тридцать лет назад (1984) - именно такой возраст ансамбля.

Бессменным руководителем является заслуженный работник культуры республики Татарстан Нурия Зиганшина. Именно она следит за репертуаром, в котором уже более 70 вокальных и 30 хореографических номеров. Все они отражают традиции и колорит национального творчества.

Оказалась на концерте с 18-летним юношей, который то и дело спрашивал меня "Катерина, вам нравится? А почему вам нравится? Что здесь вообще может нравиться". Я смеялась, потому что в его возрасте, наверняка, так же задавалась бы этими вопросами. Но сейчас на них знаю ответ.

Время, в которое все путают значения слов "русский", "нация", "народ", - это наше время. На территории Российской Федерации проживает более 180 народов, однако, русский народ - это всего-навсего "один из". Татары, башкиры, ненцы, ханты и манси - все они русские и ущемлять их культуру, их традиции никто не имеет права. На их концерты ходить даже стоит только для того, чтобы понять эту очень простую мысль. Что мы все вместе, хотя очень отличаемся друг от друга, и нам нужно знать, кто живет какими идеями.

Выступающие в "Сандугаче" без пайеток, блесток, бикини, поют не надрывисто, без хрипота, дрожи в коленях. У них нет в коллективе вторых Ледей Гаг и Мадонн, их мужчины не похожи на Филиппа Киркорова и Сергея Зверева. То, что мы увидели с моим знакомым мало напоминало шоу-бизнес, скорее, самодеятельность, которая очень нужна сердцу. "Сандугач" - это клубное формирование отдела народного творчества и национальных культур, которое поддерживается Национально-культурной автономией татар города Сургута и Региональной национально-культурной автономией татар ХМАО-Югры, поэтому костюмы - настоящие, язык - татарский.



Коллектив далеко не простой и потому неоднократно являлся дипломантом и лауреатом различных окружных, всероссийских и республиканских фестивалей (гг. Сургут, Ханты-Мансийск, Тюмень, Казань). Сегодня же концерт был посвящен 70-летию празднования победы в Великой отечественной войне и назывался "Память". Пели песни военные, на сцене разворачивали знаменитые треугольные конверты, зачитывали тексты писем, плакали, провожая солдата, смеялись по его возвращению. Когда заиграла "Катюша" и все вдруг начали петь ее на русском языке, вдруг стало стыдно, что они знают "наш" - они билингвы -, а мы их - нет.

Помню, как однажды на форуме "Информационный мир Югры" журналисты жаловались, что представители народов ханты и манси отказываются перевоплощаться на одни сутки в русских для телевизионного проекта, когда народы "меняются" местами и изучают культуры друг друга. Встала сухонькая возрастная Молданова, низко поклонилась и произнесла очень простую речь, что "наш народ благодарен русским за цивилизацию, которую принес с обой, за алфавит и умения писать и читать, но одевать русскую одежду как-то стыдно, потому что обычаи русских, как и танцы, песни, приготовление еды они знают гораздо лучше самих русских". Молданова не отказывалась, она просто объясняла, почему могло возникнуть недопонимание у своего народа. Вот если бы ханты и манси "переоделись" в чеченцев или абхазов - тогда да...



Исполнители ансамбля "Сандугач" вели себя на сцене так, как я видела в экране телевизора, случайно натыкаясь на их канал - стояли на месте и плавно водили руками. Некоторые тихонько пританцовывали и только одна женщина прошлась полукругом по сцене. "Алла Борисовна бы сказала, что артист не живет на сцене", - заявил мой знакомый. Сомневаюсь, что Алла Борисовна появилась бы перед зрителями в национальном костюме и стала петь национальные песни, думая, прежде всего, о судьбе своего народа, а не о возможности заработать на нем.

И, хотя я почти ничего не понимала из песен, исполняемых на татарском, на сердце было светло и радостно, потому что неизвестно когда бы я оказалась на таком "этническом" (стыдно признаться же!) представлении. А после антракта в зале не стало меньше людей, напротив, появились новые. С детьми. Которые под конец совсем почувствовали себя как дома и начали двигаться в такт музыке.

ЭТНО, Городской культурный центр

Previous post Next post
Up