"Простые истории" Няганского театра (Ч.2).

Oct 21, 2014 02:28


             О чем могут быть «Простые истории»? Не смешно ли пытаться объяснять? Все это чувствование Няганского театра самого главного берется из воздуха. Без каких-либо там нравоучений, желания изменить мир, тыканья пальцем в пошлость.
               Вот берется обыденный кусок жизни. Распластывается на столе и изучается, режется, разрезается, варится, переваривается. Сложно представить с ними режиссера, которого пригласили бы ради перенятия экстремального опыта. Все у них выверенно, все в глубину идет.

         Когда смотрела 20 минут на сцену, все ждала, когда начнут говорить. «Дурочка! Этот спектакль пластический! Приучайся воспринимать эмоции нутром!». И когда герои заговорили - словно шок. «Зачем? Ведь и так все понятно!».
                 Собственно, если бы актеры просто встали посреди сцены и поклонились в самом начале. И на этом бы все завершилось, то я…
                 «Простые истории» не замысловаты. Они о танцах. Танцах, когда горе переполняет, о танцах, которые дают жизнь и веру в счастливое будущее. Сегодня ты танцуешь один, находясь в разноцветной массе, а завтра ты - в ногу со временем, да в бойкой паре. Когда вокруг - Жизнь!



Спектакль о боли, раздирающей грудь, голову, подкашивающей ноги. Когда твой сын уходит на фронт и ты остаешься наедине с собственным безумием, гадая, жив ли он - твой родной человек? Ты бредешь во мраке, хотя на улице день. Ты спотыкаешься о несуществующие вещи и намереваешься упасть при первом же дуновении ветра. И если рядом с тобой нет верного человека, наблюдающего за превращением твоей печали в скорбь, готового вовремя усадить на стул и подать стакан водки - пиши-пропало.

Ты носишься сам с собой в потаенных мыслях; снятся люди, которые не видят и не слышат. Хватаешься за кромку их пальто, кричишь им в уши, но тебя для них нет, не существует. И - леденящий ужас хватает за горло.



«У каждого во дворе есть своя сумасшедшая», - произнесла  после спектакля  Анастасия Колобова, директор Няганского детского музыкально-драматического театра, в ответ на мою историю. Я рассказала ей, как за сутки до их гастролей ко мне на работу пришла сухонькая бабушка, доставшая из своего кармана свернутый в три погибели платок, в который завернула  однорублевые монетки. «Я пришла посмотреть, хорошо ли у вас здесь. Вижу, что хорошо. Полы мытые. Внука к вам своего не страшно отправить…». Бабушка казалась потусторонней - … и достанет она сейчас из своего платка не рублевые монеты, а пригоршню золы, взмахнет рукой над моей головой, осыплет и превращусь я в … Но она просто разделила монетки и протянула  половину взамен конфет, которые  я ей собрала в подарок. Бабушка еле спускалась с ступенек и я все думала: «Как же она поднялась к нам по такому крутому крыльцу?».
                  И вот «эта самая бабушка» разворачивала тот самый клетчатый платок на сцене. И, конечно,  признала в актрисе ту самую милую женщину, проводящую мне экскурсию по своей костюмерной в июне. Но этот неожиданный в моей жизни параллелизм был нереальным.
       

В «Простых историях» играют даже те, кто играть не должен. Некоторые участники спектакля не входят в театральную труппу. И это очень важно. Важно и доказывает то, что жить театром, жить В театре может каждый. Необходима только  доля человечности, которую мы прячем под канцеляризмом и ежедневными заботами. Перевоплощаться в своего трагического героя, оставляя постоянную улыбку за кулисами - сложно, но если ты готов погружаться в себя, то - «удачи»!



Спектакль - о «Подвигах, о Доблести, о Славе». Умении отойти в сторону ради счастия любимого человека. Понимаючи, скучаючи по нему безмерно. О великом переживании и сильнейшей любви к тем, кому мы вовсе не нужны.



О смерти - глупой, наивной, бесчестной, неминуемой. О моментах слабости и ужасающего открытия. И, конечно, о будущем - светлом и цветущем, ради которого живут и трудятся  сотни поколений.
     

«Простые истории» будто современные, но будто военные. В них скрыта и история наших репрессий, и такая простая «как валенок» пестрая ВЕЧНАЯ сельская безвременная жизнь.



Вы размышляете каждый день о пошлости? Вы замечаете, что некоторые слова режут слух? А вы не принимайте близко к сердцу. Вы просто живите. -  полезно.  Прислушивайтесь к музыке, которая окружает - не к информационному шуму, а к классической, исконно-русской мелодии. В ней есть место всеобъясняющему матерному слову, объяснению тонкости русской души, обращению к вечным идеалам.



Хотите пышных декораций в спектакле? Ну так вот в «Простых историях» их не получите. Можете принести их сами, кстати. Лишний стул здесь лишним не будет. Есть столы, да конверт треугольником, с фронта, пара советских граненых стаканов и чемодан. А когда спешишь снова на сцену - ты уже в новых туфлях и в новом костюме.



Актеров немного, но характеров в спектакле - почти сотня! От того и кажется, что Няганский театр приехал с хвостатыми фурами, набитыми людьми. А на деле - 14 человек. Просто перевоплощаться их Реутов заставлял, а иначе что делать на сцене? - Прочь!



Жить с характером. Быть в характере. И получать результат. Для этого не нужно сыпать словами, достаточно объясняться образами, телом, душой.







Фото: Мария Самоловова.

ТЕАТР, Нягань

Previous post Next post
Up