Изумрудный город в 3D

Jun 04, 2014 17:14

               
Назвать "Волшебника Изумрудного города" (1939) Александра Малентьевича Волкова сказкой всегда было сложно. Образы мудрого соломенного страшилы и смелого благородного льва, сердечного  железного дровосека и веселого пса маленькой Элли  ни один раз приходили в мой детский сон и включали в свою игру. Более чем через 10 лет всем курсом читали литературоведческие исследования и удивлялись, как детское произведение на страницах ученых трансформировалось в политический памфлет.
                "Волшебные приключения в Изумрудном городе" Павла Малкина и Варвары Шмелевой (премьера состоялась 10 ноября 2012 года) оказался спектаклем, в котором растворилась полностью. Нет, в нем не приметила ни философскую притчу, ни религиозного / массонского контекста. Скорее, испытала ощущение близкое к просмотру "Короля Льва" в свое время - смотрела 10 раз и после каждого находилась в восторге и от полосы света, спускающейся на гору, и от пластичности прыжков Симбы, и от юмора Тимона и Пумбы. Мультфильм оказался неким переломным моментом в восприятии мультипликации, подобное повторилось лишь через много лет от "Аватара".
          Нижневартовский театр кукол "Барабашка" был для меня открытием в мире современных инноваций. Даже не знаю, что  пронзило - соединение всех достижений мультимедиа с привычным детским действием, разноформатные куклы или общая эмоциональная атмосферность. Однако, этот спектакль словно не создан для детей - ребята пугались вида злой волшебницы, пытались спрятаться от "желтого тумана", идущего в зал, и, конечно же, не знали как оценить огромный труд художника по свету, композитора, хореографа и специалиста по компьютерной графике. "Приключения", скорее, рассчитаны на тех, кто является поклонником технологий и всевозможных синтезированных явлений. Во мне самой сразу обнаружился представитель рекламной сферы - самый большой восторг вызвала именно чудодейственная заполненность сценического пространства. Сидя в кресле, часто ловилась на мысли, что 3D в сравнении - невероятно проигрывает, ведь объемность в нем есть, а живой человеческой структуры - нет. В спектакле каждый актер был из плоти и крови, а те, кого трогать не хотелось (гигантский орлан, дракон, люди с камнями) были как раз виртуальными.
                   В адрес спектакля членами жюри (Анной Федоровной Некрыловой, Павлом Рудневым, Оксаной Кушляевой, Евгением Авраменко), было предъявлено не мало претензий, однако, их уровень просмотренного несравним с нашим региональным и если Евгений Авраменко говорил, что похожих спектаклей достаточно много ставится в России и он не является чем-то вроде ноу-хау, то в Югре случилось "это" впервые.
                   Надо отдать должное, что Театр "Барабашка" привез на фестиваль "Белое пространство" спектакль вне конкурсной программы - для демонстрации собственных достижений. И за этот гуманный акт всем задействованным лицам хочется выразить глубокую признательность.
                   Огромные экраны, слоеные декорации, РАБОТА С ЗАПАХАМИ (!), выкатывающиеся, спускающиеся, как и разно движущиеся конструкции, яркие костюмы с элементами мелкой отделки, работа кукловодов, актриса на котурнах и введение новых героев, компьютерная графика, качество звука,  ИНТЕРАКТИВ СО ЗРИТЕЛЯМИ, различные виды кукол, синхронные танцы, черты мюзикла ... - перечислять достоинства фантастической истории, ставшей в недавнем времени лауреатом премии Департамента культуры Югры "Событие" (номинация "Театральная деятельность"),  можно долго.
                    Из бросающихся в глаза характерных моментов спектакля - его заметное отличие первого действия от второго и здесь следует выслушать самого Павла Малкина, который, вероятно, может это обосновать ходом событий. Если первое действие призвано рассказать о населяющих Сказочную страну героях и одновременно является вводной частью всего, что происходит во втором действии, то все  "шороховатости" становятся вполне логичными.  Для меня же вопросом осталось отсутствие в спектакле храброго льва или то, что вместо Элли, которую так все ждали и которая была обозначена фигурой Спасителя, героические подвиги, скорее, совершает ее брат Тим ОКелли, попросивший помощи у Мышиной королевы. Или моряк Чарли Блек, сотворивший из металла робота Тили-Вилли. Вся функция Элли заключалась в пятиминутном сценическом событии - уговорить Кагги-кара помочь победить Арахну. Или еще один момент - почему так нелепо погибает предатель-гном, помогавший злобной волшебнице в ее нелегком деле по захвату власти, хотя он пережил эпоху Урфина Джуса?
                      Через два года сложно представить спектакль, который привезет "Барабашка" на VII фестиваль "Белое пространство", но уже сейчас видно, что театр кукол обладает всем необходимым потенциалом и возможностями осуществлять разнообразные идеи. Так, конкурсный спектакль "Оскар и Розовая Дама. Письма к Богу", поставленный Павлом Акининым по новелле Эрика-Эммануила Шмитта, был воспринят зрителями несколько с другим воодушевлением.

Нижневартовск, ТЕАТР, Белое пространство

Previous post Next post
Up