"Сибур" сейчас и "Сибур семь лет назад - очень разные компании, с точки зрения подхода к работе, производству и отношению к ним. По крайней мере, именно так нам постарались представить.
Меня сильно удивили разговоры о введении планирования на заводе. Я на столько привыкла к разговорам об отлаженных бизнес-процессах, тайм-менеджменте, селф-бренде, что в голове не укладывалось, что где-то может быть по-другому. Оказывается, на большом производстве не всегда так, как на маленьком.
Планирование существовало и в советское время, но подход с вовлечением в него персонала - ноу-хау именно современной демократии. Раньше как было? Приходит сверху разнарядка, мол, от заката до рассвета - работайте. Сейчас в Белозёрном ГПК по четвергам делаются оперативки, на которые приходят представители всех заинтересованных подразделений. Решают приоритетность задач, выслушивают предложения, определяют очередность взаимодействия. Об этом я писала немного в прошлой записи.
Когда основные инструменты настроены, настаёт очередь корпоративной культуры, которую следует выстроить на основе взаимодоверия.
Тёплые бытовки, уютные туалеты
"Без изменения культуры ничего не сделаешь. Можно насильно внедрить что-то, но ничего не будет работать, - начал разговор за чайным столом исполнительный директор Белозерного ГПК Евгений Семенько. - У нас на производстве есть "ящики идей", стенды обратной связи, доски замечаний... ведь мы понимаем, что говорить о космических кораблях в плохих бытовках и туалетах нельзя. Обещать лучшее будущее тем, кто работает в плохих условиях - тоже, поэтому нам важно понимать, что нужно улучшить для своих сотрудников. Нижний уровень потребностей должен быть всегда закрыт и тогда можно будет спрашивать с людей работу".
Кресло сломалось, хлеб в столовой чёрствый, ... - каждый может нам сообщить о том, что его не устраивает, задать вопрос руководителю, который его передаст в нужный отдел.
10-15 минут каждого утра в "Сибуре" принято тратить на, так называемый, "контакт безопасности". Это возможность поделиться с другими случившейся накануне историей или увиденным случаем, обсудить распределение работ и проблемы. Если в этот день ответственный не пришел, то вопросы передаются, при этом они заносятся на доску. Запись не стирается, пока не решается вопрос. Долгосрочные проблемы можно обозначить на портале с датой и ответственным. Бывали случаи, когда месяц и даже более года могли висеть.
В ремонтном цехе всегда должен соблюдаться и поддерживаться порядок, - продолжил Евгений Семенько. - Это делается не ради посетителей, которых хватает в последнее время. Эту политику мы начали в 2015 году одновременно на всех площадках. Люди на местах сами стараются соответствовать, им приятнее так работать, к тому же они стараются для себя. Как кайдзен, который привезла в Россию в своё время компания "Тойота". Бардак - это результат неправильного жизнейстройства, ведь "к чему стартуешь, к тому и приходишь".
Выражение благодарности сотруднику - это не просто "спасибо", которое на самом деле все ждут. Помимо нематериального поощрения у нас, конечно же, есть достаточно крупный премиальный фонд. Есть спецфонд, заложенный именно на выполнение требований охраны труда. Если в течение года мы видим, что человек - приверженец безопасности, то в конце года награждаем очень хорошей премией. К ней стоит стремиться, поверьте.
Загруженность завода и рабочие мощности
У Белозёрного ГПК практически нет резервных мощностей, он работает на максимуме. На других заводах он больше, например, муравленковский, вынгапуровский, да и нижневартовский.
Всем было бы удобнее, если бы завод работал лишь на 70% мощностях своих, но мы не госкомпания, а частная. Бизнесу выгоднее, когда производство загружено, пускай даже износ оборудования будет происходить быстрее. Зато есть такая зависимость: чем выше эксплуатируется мощность производства, тем меньше стоимость продукции.
Конечно, на заводе бывают сезонные снижения производительности. Например, зимой нефтяники газ пускают частично на отопление, объём поставок снижается. Ещё один фактор - сильные морозы. Однако заводы "Сибура" работают стабильно, а их руководство уверено в завтрашнем дне: нефтяникам выгоднее именно строить трубу на газоперерабатывающий завод, чем самостоятельно сжигать газ.
"В Пыть-яхском ГПЗ в прошлом году были реконструированы старые объекты, вводятся новые. Мощности завода обновятся на целых 30%. В этом году Южно-Балыкскому заводу исполняется 40 лет - на сегдняшний день он является генеральным проектом для "Сибура". В том году запустили Вынгапуровский.
Любой инвестиционный проект, как известно, рассчитывается на определенные региональные условия. Всё оборудование коррелируется под температуру - не смотря на прошлогодние сильные морозы, завод не встал. Были введены дополнительные дежурства, так как могли подмерзать некоторые приборы КИП, но никаких происшествий при минус 55 не происходило.
Техника, которая нас "сопровождала" в блог-туре:
Дяденька, протяни ножки трубу!
Нефтной газ - жирный. Ставить гтску на нём довольно сложно, он может вывести её из строя. Белозёрный ГПК принимает попутный нефтяной газ, перерабатывает и гтс отправляет уже сухой. Как определить, что газ жирный? - он коптит сильно. Если бы газоперерабатывающих заводов не было бы, то нефтяникам пришлось бы строить свои заводы по утилизации, но это потребовало бы бешеных вложений. Протянуть трубу до имеющегося объекта - в разы проще и дешевле.
Есть и исключения, ведь всё зависит от объёмов. Например, "Газпром" сейчас строит завод на Амуре - газ будет идти в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона через магистральный газопровод «Силу Сибири». Строит его "Сибур".
То есть строит "Сибур", а эксплуатировать будет "Газпром".
Сейчас к заводу "Сибура" достраивают трубу "Варьёганнефть", принадлежащий компания "РуссНефть", с Талинского месторождения. Протяжённость ни много, ни мало 80 километров. И им на самом деле выгоднее дотянуть трубу, чем утилизировать самим. Затраты колоссальные, ведь вокруг болота, а чтобы появилась труба, необходимо строить рядом с ней дорогу для зимника. Но игра свеч стоит, ведь сейчас в России все проекты по разработке месторождений обязательно должны проходить главную экспертизу и в ней есть раздел по утилизации газа.
Мы сами газ, конечно, покупаем, не бесплатно берем.
Год экологии в парадигме "Сибура"
Год экологии, пожалуй, никак не отразился на деятельности "Сибура". Все проводимые программы с экосоставляющей и так должны были увеличиться в объёмах. Больше субботников, больше высаженных деревьев, больше контейнеров для сбора пластика... Разве что в Радужном убрали целое озеро с береговой линией, но это тоже было запланировано. Быть социально ответственными для компании - закон.
Говорить об изменениях на самом производстве тоже не стоит. Всё идёт по плану - оборудование меняется по графику и в связи с генеральной стратегией развития.
Мы бы наращивали производство, да был бы газ.
Направление на регионализацию
Раньше главный офис, все службы и все регистрации у "Сибура" находились в Москве. Сейчас в компании взят курс на регионализацию корпоративного центра. Часть главного офиса переехала в Нижний Новгород, потому что там содержатся большие активы - заводы "Сибурнефтехим", "Русвинил" и так далее. Там же создан уже свой кластер с юридической службой, бухгалтерией, кадровой службой.
Следующий крупный кластер - Тобольск. Ранее "Тобольскнефтехим" был одним из крупнейших производителей и им "Сибур" до сих пор поставляет готовую продукцию, так что переезд другой части московского офиса в Тюмень вполне оправдан. Производственники должны быть ближе к производству, - так посчитало руководство. Отдельной бизнес-единицей сделали "СибурТюменьГаз".
У московского офиса функция осталась если не координационная, то клиентская. У компании в портфеле более 1400 заказчиков, с ними должен кто-то работать.
Социальная ответственность
Если раньше от факелов Сибирь вся освещалась и экологически портилась, то теперь факелы играют совсем другую роль. Они показывают, что всё в округе хорошо, а химпроизводство продолжает работать. Газ в нём сухой, который не коптит. А вот если факел потушен, значит, завод встал. Точно так же - если что-то произошло на предприятии, то происходит экстренный сброс газа на факел. Горение газа, которое можно наблюдать ежедневно, - это всего одна десятая процента, даже меньше (помните, в прошлой записи я писала, что указ правительства - увеличить процент утилизируемого газа до 95%?).
У Белозёрного ГК есть подшефный лицей в Нижневартовске - ребят привозят на экскурсию в надежде, что они захотят выбрать для себя в дальнейшем профессию газоперерботчика.
В последнее время стало модно устраивать корпоративные музеи. Пока что у "Сибура" его нет, хотя идея живёт давно. В Пыть-Яхе, например, краеведческий экомузей в знак дружбы с "Сибуром" разместил отдельный стенд, на котором есть вещи, связанные с компанией.
Есть идея организовать при заводах визит-центры. В них будут собраны различные материалы, рассказывающие об истории развития организации, а в очках дополненной реальности можно осмотреть производственные площадки и познакомиться с видами работ. Первопроходцем в этом направлении станет нижегородский "Русвинил". Чем хороша большая компания? - тем, что опробировав идею на одной единице и получив положительный результат, можно не бояться повторять опыт на всех других.
Если на каком-то предприятии появляется эффетивная и перспективная практика, то остальные 23 могут её подхватить.
Самый крупный социальный проект "Сибура" - это "Формула хороших дел". Он имеет 6 крупных направлений:
- охрана окружающей среды и экология,
- образование,
- спорт,
- развитие городов,
- волонтёрство,
- культура.
В Нижневартовске достаточно много всего проходит под его эгидой, например, празднование Дня молодёжи или "Северные встречи".
"Северные встречи" - это международный театральный фестиваль, бренд города. Однако из-за сложностей финансирования последние годы его пришлось заморозить. В октябре 2017 года городской драматический театр вновь примет на своей площадке приезжих гостей. Уже заявлены коллективы с обширной программой из Италии, Америки, Турции.
А в центральной городской библиотеке имени М.Анисимковой скоро установят специальное оборудование для слабослышащих.
В завершении встречи нам сказали одну вещь, которая заставила меня зауважать не только мощности компании, но и Человека трудящегося в ней, в целом:
"По газопереработке у нас, пожалуй, нет в регионе конкурентов. Некоторые нефтяные компании, такие как "СургутНефтеГаз" или "Лукойл", имеют свои заводы, но мы с ними, скорее, партнёры. С каких-то месторождений они перерабатываю газ сами, с каких-то отправляют нам. Да, мы партнёры".
А теперь найдите отличия: наша команда блогофотографов на Белозёрном газоперерабатывающем комплексе "до" и "после":
galina_rmmariteboivanvoronenkoyagrigorievanastenaraduznytaylakovaekabearlojkaАлександр Рогов, Дмитрй Страхов, Марк Малиновский.