Оригинал взят у
vladimir101 в
Жажда ненужных знанийЗа стенами лабораторного корпуса заканчивался развитой социализм, а в подвале этого корпуса мы с Борей ремонтировали японский компьютер размером с пианино. Из компьютера тянулись провода, мигали зелеными лучами осциллографы, на полу лежали огромные бумажные схемы, Боря паял, а я сидел в кресле и думал.
- Ты химик, а паяешь лучше меня! - сказал я.
- Так сколько я усилителей спаял для дома и семьи! - ответил Боря, вытаскивая пинцетом очередную микросхему. - Все знания пригождаются.
- А зачем тебе знания забугорного кино?
- Умные разговоры поддерживать!
- А зачем ты вчера Ленина перечитывал?
- Хотел понять, что такое НЭП.
- Зачем?
Боря положил паяльник, подул на плату с микросхемами и повернулся ко мне.
- У меня есть жажда ненужных знаний. С ними мне как-то увереннее жить.
Недавно, я наткнулся на статьи, где осуждали школьное и высшее образование. Дескать, там много дают того, что в жизни никому не нужно. А вот как лечить головную боль или как платить налоги - этому должна учить жизнь. Все комментарии были восторженно-согласные. Зачем, дескать, я учил логарифмы, если сейчас пишу стихи.
Когда у меня совсем не было седых волос, то я тоже так считал. И всякие аргументы, типа, что «Эйнштейну Достоевский дал больше, чем Гаусс», вызвали у меня саркастическую улыбку. Лично мне Гаусс дал больше, что Достоевский, книги которого вгоняли меня в сон. А Гаусс помог мне овладеть специальностью, которая, как мне казалось, была нужна и мне, и человечеству.
Но однажды моя жизнь завертелась так, что интегралы перемешались с Гоголем, Рубенс с молекулами белков, а биография Понтия Пилата с глубиной резкости при фотографировании и ценой опционов на фондовом рынке.
И я взвыл!
Конечно, всезнающий Гугл всегда помогал в трудную минуту. Но это было не то. Погружаясь в историю или в литературу, я чувствовал себя тем слепым, которого попросили описать, что такое слон. Я трогал слоновьи ноги и говорил, что слон похож на столбы, трогал хвост и говорил, что слон похож на веревку. Мне не хватало системных знаний. Пусть простеньких, но системных. Только так можно было понять связь явлений и событий.
Сейчас я очень доволен, что в институте мы изучали историю КПСС. Пусть однобоко, предвзято, но это было красная ниточка, на которую можно потом было нанизывать идеи Столыпина, биографию Дзержинского и бред Лысенко.
Хорошо, скажете вы. Гуманитарные науки - это культура, это наше понимание жизни. А зачем специалисту по маркетингу знать формулу для синуса двойного угла?
Отвечаю - не надо специалисту по маркетингу знать эту формулу. Но в школе ее лучше было выучить. Математика, это ведь такая противная наука, которая учит нас мыслить логически. И заодно развивает память. Когда маркетолог выходит из офиса, он погружается в жестокий мир, который надо понять хотя бы с помощью Аристотелевской логики. И пусть мир живет по другим законам, которые и в страшном сне не приснились бы греческому философу. Но его наивные рассуждения, отраженные в математике, будут той красной ниточкой, на которую можно нанизывать исключения и дополнения.
Ну ладно, скажете вы. С математикой еще куда ни шло. А остальные науки? Какие там красные ниточки?
Если отвечать кратко, то лучше примерами. Знания химии хотя бы в рамках трех страниц учебника нужны поэту, чтобы не писать «атомы воды». Минимальные знания нужны журналисту, чтобы не писать, что «мы используем только 5% возможностей нашего мозга» или упоминать «стрелки осциллографа». Знать русский язык нужно всем. И еще бы неплохо знать иностранные языки, чтобы не ляпнуть в присутствии англичанина «супер-пупер» или «пошел такой фарт!»
Я еще прочитал мнения «специалистов», что нельзя забивать голову ненужными знаниями. Дескать, голова не резиновая. Вот узнаешь имена римских императоров и забудешь день рождения своей жены.
Это не так. Даже если мы ничего не учим, то все равно что-то запоминаем. Например, лица едущих с нами пассажиров маршрутного такси. Это только кажется, что мы их забудем. Их будет тяжело вспомнить, но в памяти они останутся. Так что наша голова резиновая, мы помним весь фильм, который записывает наша жизнь. И чем больше там будет что-то из знаний и мыслей, тем легче нам будет идти дальше.
И не надо мне приводить аргументы, что вот кто-то прочитал сто книг по бизнесу и разорился, а сосед Васька ничего не прочитал, а стал миллионером. Это «кто-то» читал книги и не думал. А Васька умел читать книгу с названием «жизнь» и думать о ней. Это, кстати, тоже вариант. Если кому-то так нравится, то можно прожить счастливо и без книг. Не портя глаза и не забивая голову. Вот только дорожка, по которой пойдет Васька, будет очень узкой. И там много желающих обогнать этого Ваську и столкнуть его. А в стороне от этой дорожки будет темный лес, в котором не каждый сможет жить долго и счастливо.
...
А на фото - встреча весны и зимы.