Чего следует опасаться человеку, стремящемуся взобраться по пищевой лестнице как можно выше? Ответ на этот вопрос вроде как очевиден - одиночества. Которое на пике такой лестницы станет полным и окончательным (что уверенно подтвердит пример покусившегося на чужую колбасу отца Федора). И напрочь противоестественным. Потому как вокруг него окажется только еда. И никого из своих. Поскольку отныне все свои, - это только еда.
Дальше будет немного букв и картинок. Но они наглядно показывают, что само по себе наличие у людей двух рук, двух ног, четко читаемых первичных половых признаков и работающего ганглия часто оказывается явно недостаточным для уверенной идентификации случайных сотрапезников в каком-нибудь глобализованном фаст фуде. Быть может именно поэтому в старину пристально следили за тем, с кем именно выпала честь отобедать. Чтобы не присесть случаем за один стол со своим будущим шеф-поваром. Который тебя очень любит, поскольку умеет тебя вкусно готовить.
Ниже про брутальные межкультурные кулинарные разночтения, вроде поедания китайцами своих младенцев, нет ни слова (я как-нибудь черкну пару строк о растиражированном бреде на эту тему). О пропитании в экстремальных ситуациях - тоже. Данная тема может быть интересна только тем, что через кулинарные обыкновения предлагает понаблюдать за различиями между некоторыми видами homo sapiens, заметными даже в наше пока еще мирное и сытое время.
Сначала я бы хотела поделиться одним наблюдением: я как-то привыкла к мысли о том, что исторически у человека было три основных животных-компаньона. Собака, лошадь, кошка. Жили эти животные в данном статусе с незапамятных времен и поедать их в моей среде как-то не принято. А принято делить с ними плохое и хорошее. Понятно, что мои соплеменники могли перекусить всеми этими животными при наступлении тяжких и особо тяжких времен, но об этом не любили ни говорить ни, тем более, хвалиться. Также у нас были и есть песни, поговорки и пословицы, в которых через обращение к этими животными можно наглядно показать слушателю, как именно следует относиться к тому или иному человеку. Я наивно считала, что весь мир имеет примерно такие же обыкновения. Мое знакомство с ЮВА внесло на этот счет свои коррективы. Оказалось, что животных-компаньонов у ю.в.азиатов практически нет. Что с животными у них пока выстроены только рабочие или продуктовые взаимоотношения. Которым не уделяют место в песнях и поговорках. Но уделяют на праздниках и в ресторанах. Где эти животные предстают в виде вкусных и полезных блюд. Готовят животных в пищу тоже максимально результативным способом.Если мясо у брошенной живьем в кипящую воду местной кошки становится мягче, значит именно этот способ и ляжет в основу самого популярного в данном регионе рецепта.
И при этом повар, прославившийся приготовлением этого блюда на всю округу, часто оказывается милым и внимательным человеком. Совершенно не жестоким. Просто способным кошкины страдания в момент ее перехода в края вечной кошачей охоты, не воспринимать. Не замечать их и все. В свое время это наблюдение меня поразило. Я стала приглядываться к рестораторам и их клиентам повнимательнее.
Особенностью многих азиатских ресторанов является то, что будущее блюдо содержится прямо в зале и демонстрируется потенциальному заказчику в живом виде. После выбора конкретной особи в ресторанах подороже, ее уносят расставаться с жизнью на кухню, а в тех, что попроще, казнят тут же, не отходя от пульта. Наверное, чтобы у заказавшего ее посетителя не возникли мысли о подмене свежего мяса на залежалое. Причем нередко в качестве экзекутора выступают молоденькие девочки-официантки или подрабатывающие на подхвате подростки. Мне часто приходится бывать в разнообразных азиатских ресторанах и я много раз наблюдала за этой работой. И я практически никогда не замечала в людях, ее исполняющих, хоть какую-то эмоциональную вовлеченность в то, чем они были заняты. Какой-нибудь жалости, азарта, агрессии. Изображения задумчивых коров, выдаваемое гуглом в ответ на этот словосочетание, выглядят многим эмоциональнее большинства азиатских ресторанных служащих. Им реально похрен то, что многих из нас впечатляет, заставляет переживать, привлекает или отталкивает.
И точно так же они не заметят многого другого. Например моих страданий. Или страданий таких же, как я. Или даже таких же, как они, но просто родственно посторонних. Любые чужие страдания им точно не испортят ни аппетита, ни настроения
Уверена, это одно из тех различий между нами, знание о котором стоит хранить не в самом дальнем уголке своей памяти.