Вячеслав Алексеевич Дзюнь окончил БПИ году в 60-м. По распределению был направлен в Магадан, где работал главным инженером большой автобазы. Через три года вернулся в Минск.
В 1967 году я с моторного завода перешел работать с Проблемную лабораторию автомобилей БПИ. Там я с ним и познакомился. Дзюнь был инженером, одинаково хорошо работавшим головой и руками. Все, что он делал, делал хорошо. Внешне отличался особой элегантностью, изысканными манерами, носил усы и вполне мог сыграть в кино роль дореволюционного гвардейского офицера.
Вячеслав Алексеевич был великолепным рассказчиком. Запомнились его рассказы о встречах в Магадане с замечательным певцом
Вадимом Козиным. Козин устраивал у себя на квартире "домашники", куда мог придти каждый желающий.
Дзюнь часто ездил в командировки на испытания новых автомобилей. Из командировок он привозил удивительные истории.
Одну из его историй я уже пересказывал. А вот еще одна. Он привез ее из Кривого Рога году в 72-м.
Железная руда с Криворожского месторождения шла на экспорт в разные страны, в том числе и в Японию. Руду грузили на баржи, которые спускались по Днепру. В одном из черноморских портов руду перегружали на японский рудовоз. Японцы покупали руду необогащенную, только с одного и того же карьера. Однажды, в связи с реконструкцией, им отгрузили руду с соседнего карьера. Японцы устроили скандал. Они мотивировали свои требования тем, что другой сорт руды требовал изменения технологии. Обогащенную руду они тоже брать не хотели. Дайте только с этого карьера, и точка.
Тогда решили сделать подробный химический анализ состава руд из двух соседних карьеров и выяснили, что первая содержит золото и редкоземельные элементы, которые при обогащении уходят в хвосты. И того и другого в руде немного. В СССР не было технологий, которые позволили бы выделять эти металлы, но было известно, что японцы ведут комплексную переработку руды и извлекают из нее все полезные составляющие.
О результатах исследования доложили в Москву и попросили указаний о дальнейших действиях. Начальник главка сказал буквально так:
- Ах, суки! Они из нашей железной руды на халяву еще и золото получают. Отгрузку с этого карьера прекратить!
Через некоторое время японцы контракт разорвали. Железную руду можно купить и поближе.
Я посмотрел в интернете и выяснил, что Япония и сегодня покупает в Украине железную руду. Но не очень много.