В детстве мне очень нравилась песенка Лепетелье из радиоспектакля "Давным-давно". Музыку написал Тихон Хренников на стихи А. Гладкова.
Жил-был Анри Четвертый
Он славный был король.
Вино любил до черта,
Но трезв бывал порой...
Послушайте ее в исполнении Владимира Канделаки. Фильм "Гусарская баллада" появился много позже.
Там эта песня звучит так. Сказать если честно, я тогда понятия не имел, что Анри IV и Генрих IV одно и то же лицо - уж больно непохоже звучат имена Генрих и Анри.
А про
Генриха IV я знал из учебника истории средних веков, что ему принадлежит знаменитая фраза "Париж стоит обедни" - именно в таком переводе она была в учебнике. Фразу эту он якобы сказал, когда из гугенотов перешел в католичество, после чего в 1594 г. Париж открыл для него свои ворота, и он стал королем Франции, первым Бурбоном. Четыре года спустя король подписал Нантский эдикт, даровавший свободу вероисповедания протестантам, вскоре после этого Гугенотские войны закончились. Наступило недолгая пора веротерпимости.
Все остальные сведения о нем я почерпнул в основном, конечно, от Дюма. Генрих IV родился в Беарне, где говорят на гасконском наречии. Отец его был католиком, а мать - кальвинисткой. Генрих был крещен по обряду католической церкви, но мать воспитала его в духе протестантизма. Однако из политических соображений он неоднократно переходил в католицизм и обратно.
Его первой женой была Королева Марго, с которой он прожил 27 лет. У нее не было детей, хотя у него побочных детей было немало, признанных внебрачных детей было 11, а сколько непризнанных... Королю нужен законный наследник. В 46-летнем возрасте он развелся с Маргаритой и вскоре женился на Марии Медичи, младшей дочери богатейшего человека Европы - великого герцога Тосканского. За это Генрих получил от дома Медичи 600 тысяч золотых экю. Мария была красивой и умной, но обладала властным характером. Она постоянно устраивала мужу сцены ревности. Впрочем, у нее для этого были основания. Она родила ему трех сыновей и трех дочерей (1601, 1603, 1606, 1607, 1608, 1609).
В своём правлении Генрих IV опирается на одарённых советников и министров, как католиков, так и протестантов. Генрих старается показать себя примерным католиком и уговаривает сестру, а также своего министра Сюлли перейти в католицизм. Однако оба проявили в этом вопросе принципиальность. Он был хорошим правителем. Франция переживала экономический подъем.
Однако обострилась международная обстановка. И тут как протестанты, так и католики вспоминают о своей неприязни к Генриху, с которым и у тех и у других имеются старые счёты. 14 мая 1610 г. Генрих был убит католическим фанатиком Франсуа Равальяком. Ему было 57 лет.
Преемником Генриха стал его восьмилетний сын Людовик, а регентом - его мать, Мария Медичи. Король Людовик XIII любил искусство. Он сочинял стихи и музыку. Он танцевал в Марлезонском балете. При нем возобновилась война с гугенотами. Читайте "Три мушкетера".
В памяти народа Генрих Наваррский остался как "le bon roi Henri" - «Добрый король Анри». Ему посвящена знаменитая песня, приписываемая композитору Эсташу Дю Корруа - «
Vive Henri Quatre». Она была очень популярной в эпоху Наполеоновских войн и позже. Вот отрывок из романа «Война и мир».
Морель, маленький коренастый француз, с воспаленными, слезившимися глазами, обвязанный по-бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубенку. Он, видимо, захмелев, обнявши рукой солдата, сидевшего подле него, пел хриплым, перерывающимся голосом французскую песню. Солдаты держались за бока, глядя на него.
- Ну-ка, ну-ка, научи, как? Я живо перейму. Как?.. - говорил шутник-песенник, которого обнимал Морель.
Vive Henri Quatre,
Vive ce roi vaillanti -
[Да здравствует Генрих Четвертый!
Да здравствует сей храбрый король!
и т. д. (французская песня)]
пропел Морель, подмигивая глазом.
Сe diable a quatre…
- Виварика! Виф серувару! сидябляка… - повторил солдат, взмахнув рукой и действительно уловив напев.
- Вишь, ловко! Го-го-го-го-го!.. - поднялся с разных сторон грубый, радостный хохот. Морель, сморщившись, смеялся тоже.
- Ну, валяй еще, еще!
Qui eut le triple talent,
De boire, de battre,
Et d'etre un vert galant…
[Имевший тройной талант,
пить, драться
и быть любезником…]
- A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..
- Кю… - с усилием выговорил Залетаев. - Кью-ю-ю… - вытянул он, старательно оттопырив губы, - летриптала, де бу де ба и детравагала, - пропел он.
- Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го-го-го-го! - Что ж, еще есть хочешь?
- Дай ему каши-то; ведь не скоро наестся с голоду-то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
- Тоже люди, - сказал один из них, уворачиваясь в шинель. - И полынь на своем кореню растет.
Русский перепев этой песни я привел вначале.
Зачем я напоминаю об этих всем известных событиях? Вчера прочел вот что.
12 февраля на пресс-конференции в Париже, Франция, ученые под руководством патологоанатома Филиппа Шарлье (Philippe Charlier) представили плоды трёхлетней работы - реконструированный образ знаменитого наваррского и французского короля, основателя династии Бурбонов Генриха IV Великого (1553-1610). Реконструкция стала возможной благодаря идентификации черепа монарха.
Кому это надо? - подумал я. Ведь есть масса живописных портретов этого короля. Зачем издеваться над прахом.
Оказалось, все не так просто. По желанию королевы тело Генриха IV было похоронено в базилике Сен-Дени. Во время Великой французской революции в 1793 году революционеры вскрыли место королевского захоронения и сбросили останки монархов в общую могилу. Один из революционеров отрезал голову от тела Генриха IV. С тех пор голову короля не раз продавали на аукционах, и она побывала в разных частных коллекциях. В 2008 г. человек, которому досталась голова, обратился к бывшему хранителю Версальского дворца самому авторитетному французскому специалисту по Генриху IV историку Жан-Пьеру Бабелону с просьбой провести экспертизу её подлинности. В декабре 2010 г. группа из девятнадцати ученых во главе с патологоанатомом Филиппом Шарлье признала голову подлинной. В феврале 2013 г. эти же ученые представили реконструкцию лица короля.
Эта голова - частная собственность, и владелец захотел удостовериться в ее реальной ценности. Хорошо, что пока еще из нее не сделали чашу для пиров. Как там Пушкин Дельвигу советовал?
Прими ж сей череп, Дельвиг, он
Принадлежит тебе по праву.
Обделай ты его, барон,
В благопристойную оправу.
Изделье гроба преврати
В увеселительную чашу,
Вином кипящим освяти,
Да запивай уху да кашу.
Вот этот портрет.
И вот этот череп.