Антисемитизм европейских левых

Oct 30, 2012 20:55

Ниже я публикую перевод статьи лондонского профессора Колина Шиндлера, в которой прослеживается история развития антисемитизма европейских левых. Удивительно, что статья опубликована в такой левой газете как New York Times, правда, в разделе "Мнения". Впрочем, последний абзац явно адресован постоянным читателям этой газеты.

Благодарю aron_turgenev за наводку на оригинал статьи.





The European Left and Its Trouble With Jews
By COLIN SHINDLER | October 27, 2012
LONDON

КОЛИН ШИНДЛЕР
Европейские левые и их проблемы с евреями
На прошлой неделе Твиттер закрыл популярный во Франции аккаунт за размещение антисемитских сообщений. Это произошло вскоре после поджога синагоги недалеко от Парижа, раскрытия сети радикальных исламистов, которые бросили ручную гранату в кошерный ресторан и убийства учителя и малолетних учеников еврейской школы в Тулузе в начале этого года. Нападения были частью кампании эскалации насилия в отношении евреев во Франции.

Сегодня, когда антисионизм перетекает в антисемитизм, значительная часть европейских левых не спешит занять четкую позицию. Начиная с 90-х годов, многие европейские левые стали рассматривать растущее мусульманское меньшинство в своей стране в качестве нового пролетариата, а палестинский вопрос как средство для вербовки сторонников. Тема Палестины была особенно соблазнительна для детей иммигрантов, зависших между идентичностями.

Капитализм, толкуют они, подрывает идеальное исламское общество, тогда как культурный империализм разрушает ислам. Эта тактика имеет замечательную революционную родословную. Действительно, лозунг «Да здравствует Советская власть, да здравствует шариат» звучал в Средней Азии в 20-е годы после того, как Ленин сделал ставку на мусульманских националистов на Востоке, как только его попытки распространить революцию на Европу потерпели неудачу. Но остается вопрос: почему сегодняшние европейские социалисты позиционируют себя с исламистами, чье мировоззрение на много световых лет удалено от их собственного?

В последние годы наблюдается усиленное размывание различий между евреями, сионистами и израильтянами. Хасан Насралла, лидер военизированной организации Хезболла, лихо заявил: "Если даже вы обойдете весь мир, вы не найдете никого более трусливого, презренного, слабого и немощного душой, умом, идеологией и религией, чем еврей. Заметьте, я не говорю израильтянин".

В то время как исторически ислам часто был доброжелателен по отношению к евреям по сравнению с христианами, многих современных исламистов привлекает идея «Вечного жида». Например, о битве пророка Мухаммеда за Хайбар* в 629 г. против еврейских племен напоминают в победных песнопениях на митингах Хезболлы: "Хайбар, Хайбар, о евреи, армия Мухаммеда вернется", и имя Хайбар дали ракетам Хезболлы, направленным на Израиль.

Многие современные исламисты не видят существенной разницы между еврейскими противниками пророка в седьмом веке в Аравии и сегодняшними евреями. Импорт старых символов европейского антисемитизма - изображение евреев как врагов Бога или провозглашение всемирного еврейского заговора - помогает цементировать такой образ. Если и есть различия между исламским анти-иудаизмом и современным антисемитизмом, они были утеряны французскими исламистами.

Страх перед еврейским доминированием на Ближнем Востоке стал повторяющейся темой в исламистских СМИ, которые становится все более влиятельными после усиления религиозных партий в результате арабской весны. Этот фактор привел к общему отказу групп боевиков Хизбаллы и Хамаса от публичных встреч с членами израильского лагеря мира - далеки те времени, когда палестинские националисты охотно вели переговоры с израильскими голубями, и в 1993 году Ицхак Рабин и Ясир Арафат пожали друг другу руки на лужайке возле Белого Дома.

Старые европейские левые были выкованы в борьбе против местных фашистов в тридцатые годах. Большинство европейцев пережили жестокую нацистскую оккупацию и были свидетелями зверств Холокоста. Европейские левые глубоко сочувствовали еврейскими страданиям, и поэтому приветствовали рождение государства Израиль в 1948 году. Некоторые рассматривали борьбу за Израиль в том же свете, как борьбу за свободу в гражданской войне в Испании.

Но последующие поколения европейских левых не смотрят на вещи таким образом. Их системой отсчета была антиколониальная борьба - во Вьетнаме, Южной Африке, Родезии и множестве других мест. Их священным образом был не солдат интернациональных бригад, сражавшихся против Франко в Испании, а Че Гевара, бесчисленные портреты которого украшали спальни студентов. Антиколониализм в дальнейшем повлиял на множество явлений, от американских "Черных пантер" в 1960 году до Боливарианской революции Уго Чавеса в Венесуэле сегодня.

Все началось с исключения Израиля из числа неприсоединившихся стран более 50 лет назад, когда арабские государства отказались участвовать в 1955 году в конференции неприсоединения в Индонезии, если будет присутствовать израильский делегат. Еврейское государство было унижено в пользу таких феодальных королевств, как Саудовская Аравия, Ливия и Йемен. А сговор Израиля с такими имперскими державами, как Англия и Франция во время Суэцкого кризиса в следующем году закрепил за ним остракизм.

Учитывая глубокое раскаяние за проступки колониализма, для Новых Левых 60-х годов было легче идентифицировать себя с новым палестинским национальным движением, чем с уже укоренившимся социал-демократическим Израилем. Углубление враждебности по отношению к Израилю присутствовало в Европе еще до 1967 года, арабо-израильской войны и до бурного строительства поселений на Западном берегу.

На фоне роста враждебности к Израилю, французский философ и политический деятель Жан-Поль Сартр выступил за другой путь. Он глубоко сохранил память о том, что случилось с евреями Франции во время Второй мировой войны: дискриминация, предательство, депортация и казни. Он понимал легитимность войны Израиля за независимость и позже прокомментировал, что создание государства Израиль было одним из немногих событий, "позволяющих нам сохранять надежду." Но Сартр также решительно поддерживает борьбу Алжира за независимость от Франции.

Это двойное наследие - поддержка Израиля и алжирской борьбы - символизировало тяжелое положение всей послевоенной европейской левой. Сартр утверждал, что левые не должны выбирать между двумя моральными причинами и что евреям и арабам следует урегулировать свои конфликты путем обсуждения и переговоров. Сартр пытался создать пространство для диалога, предоставляя свое имя и престиж для создания условий государственных и частных встреч между двумя сторонами, например, в рамках комитета по Израилю и Палестине в 1970 году. Его подход достиг своего апогея, когда множество частных встреч между израильтянами и палестинцами в Европе привели в результате к Осло. Но движение, заданное Сартром, пришло в тупик, когда после 1977 года стали интенсивно развиваться израильские поселения, появилось множество левых карикатуру на Израиль как империалистическую державу и колонизаторский проект. Некоторые известные голоса из европейских левых начали напевать проверенные временем антисемитские мотивы в своем желании оказать поддержку палестинскому делу. Кен Ливингстон, бывший редактор газеты и мэр Лондона, имеет долгую историю непозволительных замечаний о евреях - от публикации в 1982 году карикатуры на Менахема Бегина, тогдашнего премьер-министра Израиля, изображающей его в гестаповской форме на груде палестинских черепов, до сравнения известного еврейского журналиста с "охранником концлагеря" 20 лет спустя. Сегодня он сотрудничает с Press TV, выходящем на английском языке органе иранского правительства.

Иногда левые делают различие между пострадавшими европейскими евреями, которые подвергались преследованиям, и новоявленной "израильской военщиной". Однако они часто забывают, что большинство израильтян, по чистой случайности, являются евреями, и поэтому они опасаются, что попытка делегитимации государства закончится делегитимацией народа.

Такая израилефобия, провозглашенная частью европейских левых, крепко увязана с подъемом исламизма среди палестинцев и во всем арабском мире. Исламистское отношение к евреям вызывает зеркальную слепоту многих европейских марксистов. Несмотря на благонамеренные усилия многих иудеев и мусульман отложить в сторону свои различные взгляды на израильско-палестинский конфликт, агрессивно-оскорбительное отношение к понятию "еврей" сохранилось во многих иммигрантских общинах Западной Европы. Исламисты готовы сотрудничать с социалистами и атеистами, но не с сионистами.

Резкая оппозиция Новых Левых по отношению к использованию силы Америкой и сближение реакционных исламистов с не знающими сомнений левыми нашли свое отражение в миллионной демонстрации протеста в Лондоне против вторжения в Ирак в 2003 году. Она была организована мусульманской ассоциацией Британии (МАБ), троцкистской Социалистической рабочей партией и сталинистской Коммунистической партией Великобритании. Когда некоторые мусульмане выразили опасения по поводу своего участия в акции протеста с немусульманами, руководство МАБ постановило, что это с религиозной точки зрения допустимо, если будет обеспечена халяльная пища, и мужчины и женщины не будут находиться вместе. О таких проявления "реакционного клерикализм", как назвали бы это ранние большевики, скромно умалчивается.

Сартр понимал, что конфликт имеет место не просто между израильтянами и палестинцами, а между теми, кто ищет мира с обеих сторон и их противниками. Этот конфликт в конфликте является тем, чего многие в левой Европе, заключившей союз с сомнительными силами, все еще не в состоянии постичь.

Вместо этого подавление как израильского, так и палестинского лагеря мира из-за политической поляризации ускорило закрытие прогрессивного мышления. В итоге нападения на прихожан синагоги и убийство маленьких детей заполняет образовавшийся вакуум.

КОЛИН ШИНДЛЕР - почетный профессор Школы африканских и восточных исследований при Лондонском университете и автор книги «Израиль и европейские левые: между солидарностью и делегитимацией».

*Хайбар - оазис в Саудовской Аравии, расположен севернее Медины.

В VI - начале VII века в Хайбаре проживали племена, исповедовавшие иудаизм. Они занимались выращивание фруктов и зерна, разведением скота, прядением, ткачеством и портняжным делом. Товары из Хайбара продавались как в ближайшие поселения, так и в Сирию и Ирак. Изгнанные Мухаммедом из Медины евреи укрылись в Хайбаре.

В 628 году войска под командованием Мухаммеда вторглись в Хайбар. Мухаммед конфисковал все земли, которые принадлежали этим племенам. Его преемник, халиф Умар ибн Хаттаб в начале 640-х годов приказал всем евреям покинуть центральные и северные области Аравийского полуострова, включая Хайбар. Запрет евреям проживать в этой области сохраняется по настоящее время.[перев.]

Перевод: Леонид Таубес - tay_kuma

Левые, Антисемитизм, Антиизраилизм, Перевод

Previous post Next post
Up