Мутная вода

Feb 09, 2011 23:38

В Британии и США прецедентное право, в России - беспрецедентное.

Напомню, что таинственный захват лесовоза "Arctic Sea", который направлялся из Финляндии в Алжир с грузом древесины, произошел в августе 2009 года.

Сначала московский городской суд в закрытом режиме рассмотрел дела трех участников захвата лесовоза "Arctic Sea", признавших свою вину. Поскольку они согласились сотрудничать со следствием, их дела были рассмотрены в особом порядке, то есть без исследования доказательств и допроса свидетелей.

16 декабря в Архангельском областном суде начался судебный процесс по уголовному делу в отношении остальных 6 человек, обвиняемых в пиратстве.

Процесс, можно сказать, достиг апогея, пишет газета "Правда Севера". Показания дали уже осужденные Мосгорсудом Дмитрий Савинс, организатор нападения, и Андрей Лунев.

Ожидание их этапирования в Архангельск несколько застопорило процесс - шестеро обвиняемых не давали показания, пока не будет допрошен их «предводитель» Савинс. И он не обманул ожидания. Если Лунев сослался на амнезию и отказался давать показания, воспользовавшись статьей 51 Конституции РФ (право не свидетельствовать против себя), то Савинс расписывал «операцию» во всех подробностях, как будто даже получая от этого удовольствие. Пожалуй, таких незаурядных личностей в многовековой истории пиратства еще не было: капитан дальнего плавания, два высших образования, знание нескольких языков, речь - как у профессора-филолога...

На суде в Архангельске главный пират повторил, что заказчиком захвата «Арктик Си» стал Ээрик-Нийлес Кросс - в прошлом руководитель внешней разведки Эстонии, а ныне предприниматель. В июне прошлого года это признание гражданина Латвии Савинса, прозвучавшее в Мосгорсуде, сотворило настоящую сенсацию в российских и эстонских СМИ. Все тут же кинулись искать в захвате политическую подоплеку. Как бы то ни было, в конце января этого года Россия отказала Кроссу в визе - он должен был прибыть в Москву в составе делегации Таллинского порта.

Что касается шестерых обвиняемых, судьба которых решается в Архангельске, - по словам Савинса, они не знали истинных целей «операции». Дескать, простых прибалтийских парней с материальными проблемами наняли на работу, связанную с «охраной судов», за 10 тысяч евро (денег в итоге не получил никто, кроме Лунева). Когда же они поняли, что их ищут спецслужбы всех стран, покинуть захваченный сухогруз было уже невозможно, утверждает Савинс.

По словам руководителя захватчиков, их отношения с членами экипажа были «чрезвычайно дружелюбными» (честно говоря, в это верится с трудом). Двое архангельских моряков якобы даже просились к Савинсу на работу. Когда на горизонте показался российский военный корабль «Ладный», пираты сняли маски, выпили вместе с членами экипажа, «извинились где могли» и велели не распространяться о том, что с ними приключилось...

Как показывает архангельский процесс, в истории «Арктик Си» по-прежнему остается много загадок. Например, зачем Кроссу - человеку явно не бедному - затевать такую авантюру? Савинс говорит, что так этого до конца и не понял. Вроде как бывший разведчик хотел поправить свое материальное положение и «спровоцировать» в Балтийском море спрос на охранные услуги, которыми занимался. (В любом случае метод выбран странный. Все-таки Эстония - не Сомали, где больше заработать нечем).
Почему вместо того, чтобы задать вопросы предполагаемому заказчику захвата, российские власти отказали ему в визе? И почему следствием не были взяты показания у директора компании-судовладельца Виктора Матвеева, который играл решающую роль в переговорах о выкупе за «Арктик Си»?

Статья в британской газете "The Economist" от 30 января называется "Murky waters" - "Мутная вода".

В ней, в частности, приводятся слова Алексея Бартенева, брата одного и обвиняемых. Он считает, что в этом деле много странностей: "Только те, кто был на борту, знают, что случилось".

Удивительно, почему Россия так активно занималась судном, зарегистрированным на Мальте, принадлежащим финsкой компании, и как утверждается, захваченным в шведских водах жителями Эстонии. Он также задается вопросом, почему предполагаемые террористы и некоторые члены экипажа - в общей сложности 16 человек - были доставлены из Африки в Россию на двух больших грузовых самолетах Ил-76, способных нести 40 тонн каждый, если там не было также оружия или других запрещенных грузов. "Все, что я могу сказать, это очень подозрительно."

Судебное разбирательство может затянуться на месяцы, если только прокуроры будут зачитывать все 43 тома, содержащие их обвинения. Кроме того, сказал Алексей Бартенев, назначенный его брату государственный адвокат не внушает доверия.

С самого начала я очень внимательно отслеживал все материалы, касающиеся истории таинственного исчезновения и освобождения "Arctic Sea". По этой теме в моем журнале больше 60 заметок. Желающие могут их посмотреть, кликнув на тэг "arctic sea".

arctic sea

Previous post Next post
Up