Сомалийское пиратство как зеркало мира

Oct 27, 2010 16:11

Отрывки из статьи Михаила Войтенко.

Я достаточно далек от политики, но сомалийское пиратство невольно заставляет задуматься - как о ней, так и о том мире, в котором мы живем. Сомалийские пиратство - это позор и упрек всему мировому сообществу, ООН и международным морским организациям, считающими себя представителями мирового судоходства. Весь этот шум вокруг борьбы с пиратством, это - шум, и не более того. Четко разделились два явления: «борьба с пиратством» и «обеспечение безопасности судоходства». Борьба с пиратством стала настолько выгодной, что реально и быстро покончить с пиратством Сомали никто уже, кроме судоходства, не желает.

Вот один очень наглядный, как мне кажется, пример. В Аденском заливе и Индийском океане постоянно находится около 40 военных кораблей различных стран мира. Часть действует под единым командованием, это - силы Евросоюза, НАТО и США. Другие гуляют сами по себе - это такие страны, как Индия, Китай, Корея, Россия, Малайзия, Таиланд, Япония и другие. Только на силы Евросоюза тратится в год не менее 550 миллионов евро. Причем сначала говорилось о 850, потом о 650, потом цифра снизилась до 550-ти, и более уже о стоимости не упоминалось - стыдно. Силы Евросоюза - это даже не половина всего того, что крутится в регионе. То есть можно смело предположить, что все военные вместе взятые обходятся мировому сообществу в миллиард долларов в год, не меньше. Максимум выкупов, полученных пиратами, приходится на прошлый год, что-то между 50 и 70 млн долларов.

Статистики пиратства за 9 месяцев 2010 года, опубликованная Международным морским бюро, подразделом Международной палаты судоходства, не истинна, она ложна. Она ложна не ошибочно, а умышленно.

Мировому сообществу и отдельно взятым странам реальное снижение пиратской угрозы совсем ни к чему. А оно, между тем, есть. Если сравнить сводки и новости предыдущих двух лет и текущего, то отчетливо видно, что количество захватов резко пошло на спад. Нападений не стало при этом меньше. Суда и судовладельцы научились защищаться. Прежде всего, речь идет о вооруженной частной охране. В сводках НАТО или Извещениях мореплавателям я постоянно натыкаюсь на сообщения: «нападение отбито охраной», «пиратов отпугнули огнем». Если в прошлом году судовладельцы спрашивали, как и у кого застраховаться, то в этом спрашивают только одно: как и где нанять охрану. Судоходство поняло, что на мировое сообщество и на свои собственные международные морские организации надежды нет, и в дело вступил рынок. Дело, совершенно очевидно, идет к тому, что в ближайшее время любой судовладелец сможет без труда и проблем нанять вооруженную охрану по приемлемой цене. Количество предлагаемых услуг и агентств стремительно растет.

Однако мировое сообщество, ООН, международные организации и, собственно, страны такой вариант решения проблемы категорически не устраивает. Тут дело в их природе, их ментальности, их мироощущении. Им очень не нравится, когда их подчиненные, компании или граждане берут дело защиты самих себя в свои руки, да еще при этом в вооруженные руки. Их такая самостоятельность пугает. Их вообще пугают излишне свободные люди. Потому что у таких людей рано или поздно, но появляется масса вопросов к тем, кто корчит из себя их защитников и радетелей.

Особенно возмутительно отношение международных морских организаций к частной вооруженной охране. Прямо воспротивиться они пока не могут. Поэтому они скользко говорят, что «вооруженная охрана нежелательна, так как ведет к эскалации насилия». Когда, значит, военные Индии, Китая и России (и я думаю, не только они) долбят на поражение все, что видят, это к эскалации не ведет. Это - не насилие. Когда индийский фрегат топит только что захваченное пиратами рыболовное судно под флагом Таиланда и расстреливает, поняв ошибку, его экипаж как свидетелей - это не только не насилие, это - почти подвиг. Потому что в том же году, когда индийские военные совершили это преступление, их заслуги в борьбе с пиратством были отмечены наградой IMO. Этот случай очень многое говорит нам не столько о качестве индийских военных, как о моральных принципах международных морских организаций, о том, что для них главное, а что нет. Часто вооруженной охране достаточно сделать несколько предупредительных выстрелов, чтобы пираты тут же ушли. Никто не стреляет по судну, экипаж не рискует жизнями, следуя инструкциям Руководства по защите от пиратов. Это что, эскалация насилия?

Международным морским организациям судьба конкретных судов и моряков, владельцев судов и грузов, глубоко безразлична. Но попытки судоходства обезопасить себя от пиратства самостоятельно напрямую и весьма болезненно ущемляют интересы этих организаций.

Войтенко, Пираты, ООН, Международные организации

Previous post Next post
Up