Катынь

Mar 07, 2010 09:36

Ровно 70 лет назад в Катыни были расстреляны польские военнопленные. Рассказывает сотрудник польской программы научного центра «Мемориала» Александр Гурьянов.

И очень важные и содержательные показания дал Дмитрий Токарев, который был генералом КГБ в отставке в тот момент, а в 1940 году он был довольно свежеиспеченным начальником управления НКВД по Калининской области. И он, в частности, отвечал за расстрел военнопленных из Осташковского лагеря. И он очень детально рассказал, откуда взялись немецкие боеприпасы и немецкое оружие.

К началу операции из Москвы приехал начальник комендантского отдела центрального НКВД Блохин знаменитый, который знаменит именно тем, что он и расстрелы 1937-38 года производил в Москве, и, так сказать, большой специалист именно по этой части. И он привез с собой, как Токарев сказал, чемодан Вальтеров. Эти Вальтеры он выдавал местным чекистам, которые предназначались для осуществления расстрелов каждый день. Утром забирал у них. А выбор пал на немецкое оружие, потому что в условиях, когда за ночь нужно расстрелять 250 человек, то советские пистолеты давали часто осечки, а немецкие Вальтеры не давали.

1990-й год, Горбачев передает Валенсе поименные списки отправленных на казнь и некоторые еще документы. Далее 1992-й год, по распоряжению президента России Ельцина обнародованы документы, изобличающие роль руководства СССР.

Современная позиция РФ ни разу не была изложена связно и в цельном виде, целиком. Но ее довольно легко восстановить по отдельным отрывочным заявлениям и крупицам, главным образом тем, которые содержатся в информации, которую, скажем, главная военная прокуратура вынуждена предоставлять в суды по делам, инициируемым, в частности, и «Мемориалом», и адвокатами, не связанными с «Мемориалом», делам, прежде всего связанным с заявлениями о реабилитации именно отдельных конкретных военнопленных. Главная военная прокуратура не выдает в суды эти материалы, потому что они секретные. Ну, во всяком случае, в районные суды. А вместо этого приносит справки.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, это некоторый высший орган, состоящий из заместителей руководителей наших всех российских силовых ведомств, засекретила и то, что Ельцин опубликовал и то, что Горбачев опубликовал. Они засекретили 2/3 материалов дела, а эти 2/3 - это все материалы, которые по существу. Потому что остались незасекреченными тома со всякими газетными вырезками, в частности. А самое главное и беспрецедентное, они засекретили само постановление о прекращении дела. Дело прекращено за смертью виновных. Согласно уголовно-процессуальному кодексу РФ постановление должно содержать список виновных и все результаты следствия. За смертью виновных дело прекращено, спрашивают у ГВП: «А кто же виновен?» Говорят: «Не можем ответить, потому что постановление секретное». То есть список виновных - он секретен.

А следующий, очень существенный момент - это понижение веса и значения этого преступления. Главная военная прокуратура абсолютно произвольно его квалифицировала как превышение власти отдельными лицами из руководящего состава НКВД. Значит, получается, записка Берии с подписями Сталина, Молотова, Ворошилова, Микояна есть с отметками, что Каганович и Калинин по телефону радостно проголосовали «за». А их из-под ответственности выводят, главная военная прокуратура не считает их виновными.

Теперь главная военная прокуратура из-под ответственности исключает еще и исполнителей более низкого уровня - там, организаторов, рядовых расстрельщиков. Это может значить только то, что главная военная прокуратура не считает, что исполнение преступного приказа влечет за собой ответственность. То есть это оправдание для всех, кто исполняет преступный приказ.

Вот цель. Цель, значит, конкретный результат того, что преступление квалифицировано таким образом...

- А в интернете, действительно, есть списки палачей?

Опубликованы. Ну, скажем так: опубликованы люди, относительно которых мы предполагаем с большой уверенностью, что это списки награжденных чекистов. Спустя пару месяцев наградили чекистов именно из этих 3-х управлений - Калининского, Харьковского, Смоленского.

Что касается, знаем ли мы участников. На самом деле, мы знаем не только этот наградной приказ, о котором я упомянул, который опубликован с биографиями краткими каждого из них. Но, все же, главная военная прокуратура, следствие - они же установили некоторых людей из этого приказа и их опросили. И те, в общем, подтвердили, что они участвовали. То есть каждый из них отказывался признать, что он лично стрелял, но то, что он был причастен, то, что он, действительно, участвовал в этой операции, они этого не отрицали. Так что, как бы, подтверждение этого наградного списка таким образом имеется.

Польское, Катынь, История

Previous post Next post
Up