Благодаря
garibas я прочел реалистичную версию причин аварии на Саяно-Шушенсйкой ГЭС.
Автор этой версии - человек со стороны, физик, специалист в области аэродинамики Ю.И Лобановский. Он опубликовал в интернете
работу на 30 страницах, где с позиций гидродинамики объясняется вероятная причина аварии.
Кратко и популярно эта версия объясняется в его
интервью газете "Известия".
17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции им. П. С. Непорожнего (далее СШ ГЭС) работали 9 гидроагрегатов из 10 - шестой агрегат после ремонта, начатого 27 января 2009 и по графику завершаемого 21 августа 2009 года, находился в резерве. Примерно в 4 часа 13 минут по московскому времени в машинном зале раздался громкий хлопок в районе второго гидроагрегата, и там произошел мощный выброс воды. Второй гидрогенератор был разрушен, и его остатки частично были выброшены из колодца, в котором была установлена его гидротурбина. На всех оставшихся работавших 8 гидрогенераторах произошёл сброс нагрузки, станция была обесточена. Вода, под большим давлением хлещущая из открытого турбинного колодца, разрушила часть конструкций машинного зала, заваливших другие гидроагрегаты. Машинный зал и помещения под ним были затоплены. К 5 часам 20 минутам с гребня плотины вручную были закрыты аварийно-ремонтные затворы на водоводах всех гидроагрегатов и, таким образом, был прекращен доступ воды с верхнего бьефа в машинный зал.
Погибло 75 человека из персонала станции. Внешний осмотр, проведенный несколько дней спустя, показал, что второй, седьмой и девятый гидроагрегаты разрушены, первый и третий получили серьезные повреждения, четвертый, пятый, восьмой и десятый гидроагрегаты имеют незначительные повреждения, шестой - находится в удовлетворительном состоянии.
Машинный зал до аварии.
И после аварии.
Версия Ю.И Лобановского состоит в том, что неадекватная работа установленной в 2009 году автоматизированной системы управления вторым гидроагрегатом при его остановке привела к его разгону. Произошел отказ датчиков скорости вращения ротора из-за недопустимой вибрации и срабатывание по ложным данным лопаток направляющего аппарата в сторону, противоположную необходимой. Из-за этого лопасти турбины вышли на закритический режим обтекания, на них возник отрыв потока и, вследствие этого, водовод оказался заперт зоной отрыва. После чего произошло резкое торможение продолжавшего течь сверху вниз по водоводу потока воды, и неполный гидравлический удар разрушил крышку турбины и выбросил рассыпающийся на лету гидроагрегат в машинный зал станции. Неполный гидравлический удар длился около 2 - 2.5 секунд. Aвария второго гидроагрегата превратилась в общую катастрофу из-за недопустимо низкой прочности шпилек крепления крышки второго гидроагрегата.
Проблема: инженеры знают статику и кинематику, но не владеют динамикой. А проектировщики систем управления должны ее знать.