Тогда были лошади

Jul 28, 2007 12:43


Эти воспоминания были опубликованы в журнале "Юность" в 60-е годы. Я долго хранил этот журнал и давал почитать знакомым. Потом он потерялся - кто-то не вернул. Много лет спустя я нашел это в интернете и ужасно обрадовался. Хочу предложить почитать вам. Не могу удержаться, выкладываю несколько отрывков.

После гражданской войны не хватало лошадей для Красной Армии. Лучших в боях потеряли. Конные заводы были разорены, и только-только в них работа налаживалась. К тому же прошла полосой по Украине, по Северному Кавказу, по самым лошадиным местам страшная болезнь - сап, от которой нет спасения ни коням, ни людям. Пришлось покупать за границей. Сначала появились у нас тракены из Восточной Пруссии. Прекрасные лошади, особенно на высшую школу и конкур-иппик. Но воспитания они конюшенного, русскую зиму, полевую службу с ночевками под открытым небом плохо переносят. Да и дороги. Закупали и в Венгрии. Красавцы кони! Нет лучше для барьерных скачек, для стипль-чеза. А по выносливости - еще хуже немецких. Решили посмотреть в Канаде. Климат близок к нашему, коневодство степное, табунное. Послали туда комиссию во главе с начдивом Чайковским, а с ним ветеринаров и десяток опытных кавалеристов, бывших буденовцев. Одного из них, Игнатия Михеевича Малинина, я хорошо знал и много интересного от него слышал о том, как привозили лошадей. Рассказы его я записывал. Они так колоритны, что пересказывать - только портить.
Дадим ему слово.

- Служил я тогда в славном 19-м Манычском полку. Стояли в Новом Петергофе под Ленинградом, в бывших лейб-уланских казармах. Назначили меня ехать за лошадьми в Канаду. Я было уперся: языками иностранными не владею, образование имею ниже среднего. "Как,- говорят,- в анкете у вас указано: "Образование- ЦПШ". Это же Центральная политическая школа?" "Никак нет,- говорю,- церковно-приходская, двухклассная". Исправив ихнее заблуждение, я спросил, могу ли быть свободным. А они обратно уговаривают ехать, поскольку я хорошо в конях разбираюсь. "Ладно,- говорю,- Готов исполнять приказ. Когда седлаем?" Я почему-то думал, что поедем верхами, а Канада - она же за морем.

***
Пошили на нас десятерых штатское обмундирование: пиджак серый, длинный и широкий. Брюки навыпуск - черные, короткие, узкие. Рубашки-голубые, галстуки - бабочкой с застежкой на резинке- розоватые. Поглядели мы друг на друга: точно новые гривенники - полный порядок!

Из Ленинграда повезли нас поездом. Маршрут через Польшу и Германию до города... Бу... Бульонь. Это во Франции уже. Встретил нас представитель торгпредства и вдруг руками замахал.
- Как вы одеты?!
- Обыкновенно,- говорим, - по последней моде в самой лучшей мастерской Ленинградодежды обмундировывались.
А он вроде как не в себе: автомашины нанимает для нас, впихивает в них...
- Что за паника? - спрашиваем.
- Таких штанов и пиджаков,- говорит,- давным-давно никто не носит. Вас за клоунов из цирка примут, станут пальцами показывать! Срам на всю Европу с Канадой!.. Поехали в магазин!

Привезли нас в одёжный магазин,- заехали со двора, с черного хода. Обступили нас продавцы и продавщицы, щебечут по-своему. Оказалось, что в капиталистическом мире штаны носят внизу широкой мотней, а зад в обтяжку. И пиджак короткий, как гусарский доломан. И шляпы не те, и галстуки нельзя, чтобы у всех одинаковые. Еще парикмахера привели: кому чуб ликвидировали, кому усы укоротили. Шляпу приказали надевать по стойке смирно, а чтоб набекрень - упаси бог. Обрядили нас, кого в синий костюм, кого в коричневый, кого в не поймешь какой масти. Названия не подобрать. Со мной продавцы дольше всех возились. Примерят, залопочут, даже вроде что-то им смешно... Переводчик объяснил, что лицо у меня суровое, казачье, буржуазное платье к нему не подходит. Все ж дали мне пиджачишко с хлястиком на спине, короткие штаны, клетчатые, толстые чулки с двойным заворотом, вроде домашней вязки, башмаки на толстенной подошве. На голову -кепку, она французам больше показалась. Они в ладошки захлопали, а одна из мадамов все одно слово твердит, я его запомнил: "Формидабль! Формидабль!.."

Мне объяснили, что означает оно, что у меня вид грозный. Я просил чулки заменить на сапоги - не позволили. И будто бы такой костюм носят по обыкновению люди, имеющие отношение к спорту. Наверное, к какому-нибудь пешему спорту. На коня в чулках не сядешь - смеху подобно!

***
Вскоре увидели мы табун лошадей, а их гонят всадники в широкополых шляпах, в штанах с бахромой по кантикам. "Э-ге,-говорим,-это нам по кино известно: ковбои!" Помните картину "Дикий мустанг прерий"? В заглавной роли Уильям Харт! Серьезный мужчина. Чуть что вытаскивает шпаллер и пристреливает, кто ему противоречит. А то бьет в зубы - и амба!

Приехали в маленький городок - на глобусе, поди, его не обозначают,- Мус-Джо, провинция Саскачеван

Посадили нас в автобус и повезли.
- На конскую ярмарку? - спрашиваем.
- Нет. Едем к фабрике мясной муки, которой инкубаторных цыплят кормят. Муку эту делают из лошадей.
- Быть того не может?! - говорим.
- Совершенно точно,- нам отвечают.- У нас теперь больше автомобили в ходу, а не лошади.
И действительно, рано утром подъехали к фабрике, а на выгоне у ее ворот в левадах, огороженных колючей проволокой, табун голов на триста и с ними ковбои в полной форме, только без револьверов у пояса. Обратно объяснили нам, что в Канале не одобряют, чтобы людей запросто шлепали. Это в соседней Америке свободно насчет того, чтобы пристрелить. Туда, говорят, не езжайте, а у нас в Канаде можете жить с полным удовольствием.

***
В Монреале объявили карантин на две недели во избежание заразы. Ковбоям платили поденно, они не обижались, ходили по пивным. Называются Паблик-хаус - публичный дом по-нашему, но ничего такого не подумайте. Обыкновенная культурная пивная на три отделения: Бар, Салун и Люкс. Первое - Бар. В нем стойки с крантами. Пиво темное подешевле, светлое дороже. Пьют, как лошади, стоя. Второе помещение - Салун - уютнее. Стены низкими перегородочками разгорожены, будто стойла в конюшне, и в каждом столик, стулья. Пиво то же самое, но за культуру надбавка 10 процентов. В Люксе буржуазия разлагается и все дороже. Мы туда не ходили, чтобы поддержать авторитет, мы в Салуне пили. Картинки на перегородочках рассматривали: футбол, бокс, а также голые бабы. Это посетители из журналов вырезают и на перегородки прилепляют. И это дозволяется. Водка канадская - виски - вроде нашего самогона, тоже отдает горелым. Ковбои разбавляют ее содовой водой. Покажут прислуживающему два пальца и говорят: "Виски!" Потом кажут четыре пальца и говорят: "Сода!" Нам это не понравилось. Мы кажем тоже два пальца - указательный и мизинец, руку держим ребром и говорим: "Виски!" И обратно кажем четыре пальца плашмя, говорим: "Сода!" Налили, встали, как у нас, конников, положено, чокнулись.
- Ну, за лошадей!..- Выпили залпом, а не по-ковбойски. Они виски через зубы тянут - смотреть противно.

Весь текст здесь.
http://www.kdvorik.ru/lib_read.php3?book=208&pg=1

Байки

Previous post Next post
Up