Культура имеет значение

Oct 08, 2015 07:54

Хочу порекомендовать книгу.

Лоуренс ХАРРИСОН
Евреи, конфуцианцы и протестанты : культурный капитал
и конец мультикультурализма.
Москва : Мысль, 2014. - 286 с.

Эта работа является продолжением и развитием книги "Культура имеет значение: каким образом ценности способствуют общественному прогрессу" под редакцией Лоуренса Харрисона и Сэмюэла Хантингтона, которая вышла в русском переводе в 2002 году.

АННОТАЦИЯ

В книге исследуется влияние культуры на экономическое развитие.

Изложение строится на основе введенного автором понятия «культурного капитала» и предложенной им и его коллегами типологии культур, позволяющей на основе 25 факторов определить, насколько высок уровень культурного капитала в той или иной культуре. Наличие или отсутствие культурного капитала определяет, создает та или иная культура благоприятные условия для экономического развития и социального прогресса или, наоборот, препятствует им.

Автор подробно анализирует три крупные культуры с наибольшим уровнем культурного капитала - еврейскую, конфуцианскую и протестантскую, а также ряд сравнительно менее крупных и влиятельных этнорелигиозных групп, которые тем не менее вносят существенный вклад в человеческий прогресс. В то же время значительное внимание в книге уделяется анализу социальных и экономических проблем стран, принадлежащих другим культурным ареалам, таким как католические страны (особенно Латинская
Америка) и исламский мир. Автор показывает, что и успех, и неудачи разных стран во многом определяются ценностями, верованиями и установками, обусловленными особенностями культуры страны и религии, исторически определившей фундамент этой культуры.

На основе проведенного анализа автор формулирует ряд предложений, адресованных правительствам развитых и развивающихся стран, международным организациям, неправительственным организациям,
общественным и религиозным объединениям, средствам массовой информации и бизнесу. Реализация этих предложений позволила бы начать в развивающихся странах процесс культурной трансформации, конечным
итогом которого стало бы более быстрое движение этих стран к экономическому процветанию, демократии и социальному равенству.

Книга научная, но написана живым, понятным языком.

Привожу некоторые цитаты из этой книги.

Самые первые абзацы:

Культура имеет значение. Если миру нужно было еще раз на-
помнить эту истину, то, надо полагать, авантюра Джорджа Буша
в Ираке решила эту задачу. Каковы были шансы на то, что удастся
создать прочную демократию - подразумевающую не только вы-
боры, но и полный набор политических прав и гражданских
свобод - в Ираке, арабской стране, не имеющей никакого опы-
та демократии, жители которой принадлежат к двум склонным
к взаимным конфликтам исламским сектам, суннизму и шиизму,
а также к отдельной этнолингвистической группе курдов, стре-
мящейся к автономии, - и все это в пределах арабского мира,
в котором до сих пор ни одна страна не достигла демократиче-
ской стабильности, несмотря на «арабскую весну»?

Иракская авантюра и столь же обескураживающий опыт
в Афганистане поднимают вопрос, который не может не приво-
дить в замешательство живущих в разных частях мира многочис-
ленных сторонников мультикультурализма - идеи, что все куль-
туры хотя и различны, но в сущности равны. Если культурные
ценности, испытывающие мощное влияние ислама и различных
его течений, служат препятствием на пути Ирака и Афганистана
к демократической стабильности, социальной справедливости
и процветанию, т.е. к достижению целей, провозглашенных Все-
общей декларацией прав человека ООН, - то не означает ли это
банкротства идеи мультикультурализма?
Из главы "Религиозный релятивизм":

Религия есть главный источник ценностей, верований и устано-
вок - аспектов культуры, в наибольшей степени влияющих на
те виды поведения, которые оказывают мощное воздействие на
ход общественной эволюции. Сегодня в полном согласии с куль-
турным релятивизмом широко разделяется презумпция, что все
религии должны считаться равноценными и ни при каких усло-
виях не должны быть предметом сравнительных ценностных
суждений. Эта презумпция - назовем ее религиозным реляти-
визмом - является доминирующей на Западе. Однако, когда дело
доходит до взаимоотношений между религией и человеческим
прогрессом, я нахожу убедительными доказательства того, что
некоторые религии больше, чем другие, способствуют продви-
жению к таким целям, как демократическая политическая систе-
ма, социальная справедливость и процветание.

Хорошим примером может служить вуду, господствующая ре-
лигия на Гаити. Это самая бедная, самая неграмотная и хуже все-
го управляемая страна в западном полушарии. Вуду - это маги-
ческая религия, в которой судьбу человека контролируют сотни
духов, очень капризных и похожих на людей. Единственный спо-
соб оказать влияние на то, что происходит в собственной жиз-
ни, - умилостивить духов посредством вмешательства жрецов
и жриц вуду. Эта религия лишена этического содержания и как
следствие является главным фактором той высокой степени не-
доверия, паранойи, чувства беспомощности и отчаяния, которая
отмечается в антропологической литературе, посвященной Гаи-
ти. Наблюдение, сделанное в 1959 г. Пласидом Давидом, гаитян-
ским эмигрантом, звучит особенно горько: «Наши души подобны
мертвым листьям. Мы живем в атмосфере безразличия и молча-
ливого недовольства... самые вопиющие нарушения наших прав
16 Л. Харрисон. Евреи, конфуцианцы и протестанты
и самые возмутительные злоупотребления властью вызывают
в нас лишь чувство покорности».

Корни вуду восходят к региону Дагомея в Западной Афри-
ке - сегодня это страна Бенин. Показатели доходов, уровня дет-
ского недоедания, детской смертности, ожидаемой продолжи-
тельности жизни и грамотности для Гаити и Бенина практиче-
ски идентичны.

Большая часть жителей Барбадоса также ведет свое происхо-
ждение из Дагомеи. Однако в отличие от Гаити, которая завоевала
свою независимость от Франции в 1804 г. в результате восстания ра-
бов, Барбадос получил независимость от Великобритании в 1966 г.,
когда потомки рабов, впервые привезенных на остров в первой
половине XVII в., уже доминировали в политике и большей ча-
сти экономики. За три столетия они настолько усвоили британ-
ские ценности и институты, что их иногда называют афросаксами
(Afro-Saxons) или чернокожими англичанами (Black Englishmen).
Господствующая религия в этой стране - англиканство.
Сегодня Барбадос - процветающая демократия, занявшая
в 2010 г. 42-е место по Индексу развития человеческого потенци-
ала ООН (UN Human Development Index), что как раз означает
переход его в категорию стран с «очень высоким индексом раз-
вития человеческого потенциала». Гаити занимает 145-е место
(из 169 стран). Культура имеет значение. А раса не имеет.
Высказывание Сэмюэла Хантингтона из книги «Кто мы?»:

«Была бы Америка Америкой, если бы в XVII-XVIII вв. ее заселили не английские протестанты, а французские, испанские или португальские католики? Ответ простой - нет. Это была бы не Америка, это был бы Квебек, Мексика или Бразилия».

Культура, Цитаты, История

Previous post Next post
Up