Вот и пришел я к 21-му простому числу - 73.
Начитавшись Нила Стивенсона, я стал обращать внимание на простые числа как на вехи в биографии. Пройдусь по некоторым простым числам:
7 - пошел в школу;
17 - поступил в институт;
23 - подал первую заявку на изобретение;
29 - женился;
31 - похоронил отца - ему было 62;
41 - похоронил мать- ей было 70;
67 - вышел на пенсию.
После этого я всерьез не работал. То есть я был все время чем-то занят, но чаще всего за это не получал денег: писал какие-то программы и скрипты, переводил с английского и польского. Мудрый Марк Твен четко объяснил, чем отличается работа от развлечения.
Если бы он был таким же великим мудрецом, как и автор этой книги, он понял бы, что Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра есть то, что мы не обязаны делать. И это помогло бы ему уразуметь, почему изготовлять бумажные цветы или, например, вертеть мельницу - работа, а сбивать кегли и восходить на Монблан - удовольствие. В Англии есть богачи-джентльмены, которые в летние дни управляют четверкой, везущей омнибус за двадцать - тридцать миль, только потому, что это благородное занятие стоит им значительных денег; но, если бы им предложили жалованье за тот же нелегкий труд, развлечение стало бы работой, и они сейчас же отказались бы от нее.
"Приключения Тома Сойера"
Одно и то же дело может быть и работой и развлечением. Если за это платят тебе, то это работа, если пллатишь ты сам - развлечение.
Хотя я должен честно признаться, что по большей части я занимался такой работой, которая была мне интересна. Оглядываясь назад, я определил бы мое амплуа как "ответственный исполнитель". Мне никогда не нравилось руководить людьми, хотя и приходилось время от времени это делать. Я предпочитал всегда работать с маленькой командой - не более 4 человек. Однако лучше всего делать такой проект, когда я сам и ставлю задачу и сам ее реализую при минимальном числе помощников. Если уж я влез в проект, мне очень трудно от него отвлечься на что-то другое. За что меня всегда порицали начальники. Однако в результате моей работы нередко получалось что-то такое, что использовалось много лет.
В прошлом году ко мне обратился мой первый в Израиле работодатель. 20 лет назад я участвовал в его проекте, где удачно использовал аппроксимацию полиномами Чебышева. Делалось это еще под DOS, причем Бэйсик был основным языком проекта. Я часто писал свои модули на С, компилировал их отдельно и включал в проект на уровне линка. Ненавижу Бэйсик. Проект его за эти годы несколько раз модернизировался. И вот оказалось, что кое-что из написанного мной 20 лет назад не работает под 64-битным Windows. Он прислал мне сорсы, и я обнаружил, что один из модулей он просто потерял. Пришлось вспоминать и восстанавливать. Заработало.
А пару месяцев назад мне позвонили с моего последнего места работы. 10 лет назад я делал интересный проект. Есть такое устройство, которое устанавливает температурный режим тестируемой микросхемы. Оно называется в просторечии "слон" из-за хобота, который опускается на микросхему и дует на нее воздухом с заданной температурой (от -60°C до +170°C). Я делал программу, которая дистанционно управляет этим "слоном" - опускает и поднимает хобот, задает температуру, контролирует ее и удерживает температурный режим в течение заданного времени. Это работа real-time. Собственно, меня взяли на этот завод в 98-м году в основном из-за моего опыта работы над real-time проектами.
Программа была сделана под тестер определенного типа, который использует как рабочий язык MS Visual Basic. Ага, опять нелюбимый мной Бэйсик. Сразу вспомнил, как я извивался, чтобы сделать на нем то, что на С элементарно, например с отдельными битами работать. Эта аппликация замечательно работает по сей день, но появилась острая потребность сделать такую же программу под другой тип тестера, который программируется на С.
Спросили, сколько мне понадобится на это времени, и я легкомысленно ответил: две недели. Черта с два! За четыре недели еле управился. 10 лет прошло. Многое пришлось освежать в памяти. А еще оказалось, что я подзабыл MS Foundation Classes. Но теперь все позади. Уже неделю отдыхаю от трудов праведных. Кажется, заказчики довольны.
Узнал про себя кое-что новенькое. Оказывается, я уже не могу интенсивно работать больше 6 часов подряд. А раньше мог и 12. Конечно, после ухода на пенсию я продолжал поддерживать дружеские отношения с некоторыми сослуживцами, но я встретил на заводе массу малознакомых людей, которые спустя шесть с половиной лет моего отсутствия меня узнавали и приветливо здоровались. И очень неприятной оказалась необходимость ежедневно брить морду - морда протестовала.
В общем, пожелайте мне дожить по возможности в нынешнем состоянии до 22-го простого числа.
И пожалуйста, не называйте меня "уважаемый". У меня с этим словом связаны
особые ассоциации :)