Следующие президентские выборы в Турции должны пройти не позже 14 мая 2023 года в рамках всеобщих выборов 2023 года вместе с парламентскими выборами, которые состоятся в тот же день. Победивший кандидат станет президентом страны на последующие пять лет. Изначально ожидалось, что выборы пройдут 18 июня, однако затем дата была сдвинута на 14 мая.
Даже после 20 лет пребывания у власти текущий турецкий президент не устал от должности. Но Эрдогану грозит поражение на парламентских и президентских выборах в Турции. И сейчас расскажу почему это вполне возможно
Реджеп Тайип Эрдоган находится у власти в Турции уже 20 лет. С 2003 года он определял судьбу страны, сначала в качестве премьер-министра, а в 2014 году занял пост президента. Тогда он получил абсолютное большинство голосов в первом туре. Он повторил свой успех на выборах 2018 года. Эрдоган еще далеко не устал от должности. 14 мая 2023 года Эрдоган снова будет участвовать в выборах президента, который также является главой правительства. Кроме того, состоятся и парламентские выборы.
Эрдоган будет вновь баллотироваться от своей исламско-консервативной AKP в избирательном союзе с ультранационалистической MHP. Часть оппозиции сформировала альянс ("Стол шести"), включающий крупнейшую оппозиционную партию CHP и национально-консервативную партию Айи. Другой альянс сформирован прокурдской оппозиционной партией HDP с более мелкими партиями.
Однако на этот раз парламентские и президентские выборы в Турции рассматриваются как серьезное испытание для Эрдогана. Сам он говорит о "судьбоносных выборах". На самом деле, согласно текущим опросам, его переизбрание вызывает сомнения. Его рейтинг находится на низком уровне уже несколько месяцев, и впервые Эрдоган не является явным фаворитом на выборах.
Низкий уровень общественного мнения, с которым Эрдоган сталкивается уже некоторое время, также мог стать причиной его решения перенести выборы, которые должны были состояться в июне, на несколько недель. Правительство оправдывало перенос выборов, среди прочего, сезоном паломничества и праздников. Однако с самого начала эксперты подозревали, что план, который Эрдоган впервые привел в действие в январе, был продиктован главным образом предвыборной тактикой.
Среди наиболее острых проблем, с которыми сталкивается народ Турции, - плохая экономическая ситуация и инфляция, которая официально превышает 60 процентов. Однако независимые эксперты сомневаются в официальных цифрах инфляции. Например, в ноябре 2022 года они пришли к выводу, что уровень инфляции составил 170,7 процента. Поэтому оппозиция предполагает, что Эрдоган хочет довести выборы до конца, чтобы предвыборные подарки, такие как удвоение минимальной заработной платы, не канули в лету на фоне сильной инфляции.
Тем временем, однако, парламентские и президентские выборы также отмечены разрушительными землетрясениями 6 февраля, которые унесли жизни более 47 000 человек только в Турции и оставили множество перемещенных лиц и без крова. По данным правительства, 230 000 зданий были разрушены или приведены в негодность в результате землетрясений. Более трех миллионов человек были эвакуированы из региона, и по меньшей мере 1,5 миллиона живут в палатках.
После сильных землетрясений правительству пришлось столкнуться с резкой критикой в отношении управления кризисом. Во многих местах поступали жалобы на то, что спасательные команды прибыли в кризисный регион слишком поздно, в слишком малом количестве и с недостаточным оборудованием. Люди, погребенные под завалами, не могли быть спасены. В районах землетрясения температура во многих местах была ниже нуля, и многие из оказавшихся в ловушке людей замерзли насмерть.
Критика правительства после сильных землетрясений ударила и по Эрдогану лично. В конце февраля, примерно через три недели после землетрясений, Эрдоган впервые извинился перед народом и попросил прощения за задержки в ликвидации последствий землетрясения. Признавая неудачи, Эрдоган сказал во время визита в Адияман, что из-за масштабных разрушений, погодных условий и повреждения инфраструктуры в первые дни не удалось работать с "желаемой эффективностью". "Как у любого смертного, у нас могут быть ошибки, недостатки и недочеты" сказал Эрдоган.
Эрдоган также попросил "один год" времени, чтобы залечить "большинство ран, нанесенных землетрясением". Оппозиция, однако, раскритиковала этот шаг турецкого президента. Они не принимают извинений, написала оппозиционная партия HDP в Twitter. Али Бабаджан, глава оппозиционной партии Deva, категорически заявил, что Эрдоган не может уйти от ответственности.
Главный соперник Эрдогана в борьбе за президентское кресло также возлагает вину за последствия на Эрдогана. "Они бездействовали во всех видах спасательных работа, как и здесь в политике", - сказал Кемаль Киличдароглу из кемалистской социал-демократической CHP. "Они действительно не имеют представления о том, как управлять государством. Я скажу прямо: Если кто и несет основную ответственность за эти последствия, так это Эрдоган".
В ответ Эрдоган подверг резкой критике своего самого сильного соперника Валена за встречи с прокурдской партией HDP. Киличдароглу сотрудничал с парламентским отделением "террористической организации", сказал Эрдоган. HDP, которая не выставляет своего кандидата на президентских выборах, скорее всего, поддержит заявку Киличдароглу. Голоса HDP могут стать решающими.
Сможет ли оппозиция действительно победить Эрдогана, зависит от различных факторов. Недовольство экономикой играет ей на руку. Шестипартийный альянс также сумел объединить политиков разных идеологий, включая бывших сторонников Эрдогана. Их цель - вернуть страну к парламентской демократии и отменить президентскую систему, при которой президент имеет далеко идущие полномочия.
За три недели до выборов Эрдоган пообещал населению бесплатный газ для кухонных нужд и горячей воды в течение года. Это выглядит не иначе как последняя попытка привлечь голоса. Но не стоит забывать, что Эрдоган засиделся у власти, а турки не русские, и такое длительное пребывание лидера в главе страны не совсем в традициях Турции. Нет также сомнений, что если победит оппозиция, внешняя политика Турции сильно изменится. Уйдут в прошлое заигрывания Эрдогана с Путиным, политика Турции станет более прозападной, Швеции будет позволено вступить в НАТО, изменится также и политика в отношении турецкой лиры.