В понедельник получил развитие дипломатический скандал между Эстонской Республикой и Российской Федерацией. Статус дипотношений будет понижен до временных поверенных,а послы будут взаимно высланы. Напомню предысторию прошлой недели.
12 января МИД Эстонии потребовал, чтобы Россия сократила число дипломатов до восьми, что равняется числу эстонских дипломатов в Москве. Соразмерность количества дипломатов между странами не всегда является необходимым. Например у Чехии до конфликта в Москве было около 30 дипломатов, тогда как русских в Праге было более 300. Просто в Праге была главная резидентура разведки России, которая работала с всей центральной Европой.
Но когда начинаются конфликты, требование о соразмерности посольств часто идет в ход. На сайте российского посольства в Таллинне, до событий 12 января, перечислялось 17 дипломатов. В ответ на этот демарш Эстонии, Россия понизила статус дипотношений до временного поверенного в делах и высылает посла Эстонии. То же самое сделал сегодня и МИД Эстонии. Ближе к обеду о том же заявила и Латвия. Литва уже с весны 2022 выслала русского посла, причем по своей инициативе эвакуировав своего. Который кстати является послом Литвы сейчас в Лондоне. Думаю, он не был против такого обмена.
Но самое интересное началось дальше. И похоже это вторая серия атаки Балтии на Калининград. Министр иностранных дел Эстонии заявил, что Эстония собирается расширить зону территориальных вод республики с 12 до 24 морских миль. Эстония вполне может сделать это.
В конвенции ООН о морском праве сказано, что каждая страна в праве устанавливать территориальные воды шириной в 12 миль и так называемую прилежащую зону территориальных вод еще на 12 морских миль. Прилежащая зона - это морская зона, прилежащая к территориальному морю, которая может быть установлена внутригосударственным правом, и где прибрежное государство имеет право осуществлять контроль, а также наказывать за различные нарушения своих правовых актов. Право государства осуществлять свою власть в прилежащей зоне распространяется на таможенные и налоговые вопросы, а также, например, на санитарные и иммиграционные правила. На практике это означает, что Эстония сможет останавливать для досмотра любое судно, которое двигается в Финском заливе на расстоянии около 45 км от берега Эстонии. И в эту ширину Финского залива и Балтийского моря попадает судоходный маршрут из Балтийских портов России на Запад.
В Финском заливе Эстония и Финляндия ранее установили границу своего территориального моря таким образом, чтобы по обе стороны от разделяющей залив линии оставалась зона свободного судоходства шириной в три морских мили.
Хотя Конвенция по морскому праву разрешает устанавливать ширину прилежащей зоны до 12 морских миль от внешней границы территориального моря, в Финском заливе она не может простираться так далеко и должна граничить с разделяющей залив линией, т.е. может простираться не более чем на три морские мили от внешней границы территориального моря Эстонии. Введя свою прилежащую зону, Эстония закроет свой участок в 1.5 морских мили для свободного бесконтрольного судоходства. Останется лишь финские 1.5 мили.
Однако к западу она может простираться до 24 морских миль от исходной линии территориального моря, то есть от идущей около побережья линии, от которой отсчитывается ширина 12-мильного территориального моря.
Таким образом в Финском заливе судоходный путь из портов России на Запад сразу же попадёт в зону доступной для контроля Эстонии, и она будет вправе останавливать и досматривать на фарватере любое русское судно. Ему просто не будет другого пути. Капкан захлопнется.
На данный момент правда остаётся небольшая лазейка - финские воды. Поскольку Финляндия, в отличие от Швеции, Дании и Германии, и собирающейся сделать это Эстонии, не ввела прилежащую зону, за исключением небольшого расширения таможенной зоны на две морские мили, то часть фарватера в милю или полторы будет доступна. Но ровно до тех пор, пока этого не сделает и Финляндия. И что то мне кажется, что финны с эстонцами договорятся в итоге. Язык у них похожий